Сергей Плотников: "Нас ждет конкуренция бизнес-идей в области телевидения"

11.10.2013 16:40
М.Силин: Здравствуйте, уважаемые телезрители, в эфире программа “ТВ-Профи”, и ее ведущие — Михаил Силин и Яна Бельская.
 
Я.Бельская: Здравствуйте! И я хотела бы представить нашего сегодняшнего гостя — это Сергей Плотников, генеральный директор Sony Pictures TV Россия. Здравствуйте, Сергей. В настоящий момент на российском рынке присутствует три канала Sony, и это не предел. Я хотела бы спросить Вас, как человека очень опытного и в платном и в бесплатном телевидении (Сергей имеет большой опыт на нашем рынке). Мы знаем, что у нас порядка 30 млн абонентов платного телевидения — каково место платных каналов на этом большом поле?
 
С.Плотников: Сразу могу сказать, что достойное место. Если проследить тенденцию, то телесмотрение в последние пять лет удваивается, а то и утраивается каждый год. Поэтому, если раньше эфирные каналы, можно сказать, Pay TV не замечали, то на сегодняшний момент они начинают довольно существенно отъедать телесмотрение у эфирных каналов. Поэтому и рост радует, и мы даже видим, что западные игроки сюда заходят. Sony и многие другие каналы в прошедшие два года не просто вывели сюда новые каналы, а также набрали команду и начинают полноценно работать в России. У нас все четыре канала (у нас еще Sony Entertainment HD) полностью собираются, задумываются российской командой.
 
Я.Бельская: То есть российские редакции, российские права, и полностью российское производство?
 
С.Плотников: Полностью, да, и маркетинг и программная дирекция здесь, поэтому рынок растет, и достойно, я считаю.
 
М.Силин: Скажите, вы говорите что жанровые, тематические каналы все больше и больше отъедают долю у эфирных каналов. А что это означает для этих каналов? Они ведь живут, как нам кажется, с абонентской платы, и нужно ли им себя каким-то образом сравнивать с каналами эфирного телевидения?
 
С.Плотников: Все заботятся о том, чтобы их смотрели, для этого они и создаются. Поэтому сравнение с эфирными каналами, конечно, очень важно. Если говорить о телесмотрении, то канал Sony Enterteinment в Москве выходит на уровень телесмотрения эфирных каналов.
 
М.Силин: Неужели?
 
С.Плотников: На сегодняшний день — да. Пока у нас скромные цифры, но мы уже сравниваемся с некоторыми эфирными каналами, которые в Москве представлены, хотя у нас дистрибуция меньше. Поэтому конечно очень важно для каналов — как их смотрят и сколько времени смотрят. И конкуренция сейчас жесткая не только среди самих каналов, как тематических с эфирными, но так же зрители уходят и на другие платформы телесмотрения: как то мобильное, интернет телесмотрение и так далее. Поэтому очень важно правильно выстроить свою концепцию, правильно выбрать контент, правильно выбрать премиальный контент, который бы смотрели, который бы пользовался спросом. Поэтому мы раз в год ездим в Лос-Анжелес на скрининги, сюда приезжают все каналы. Там мы покупаем, по сути, все наши новинки и территориальные премьеры. Например, в апреле будет территориальная премьера “Ганнибала”, которая будет только у нас — “Ганнибал. Начало”. Надеюсь, она всем понравится.
 
Я.Бельская: Вот очень модно сейчас снимать сериалы про плохих парней.
 
С.Плотников: Это правда, это интригует зрителя.
 
Я.Бельская: Такой вопрос. Вам интересно, чтобы вас смотрели и чтобы операторы покупали вас, платили за это деньги — это понятно. А какое место среди ваших доходов, вообще среди доходов платных каналов, занимает рекламная составляющая, и мешает ли платному каналу наличие рекламы? Расскажите про этот баланс.
 
С.Плотников: Помогает! Быстро дам вам оценку рынка: рынок рекламы Pay TV — это $70-80 млн. На этом рынке участвует 150 каналов, если быть точнее — 120 (совсем недавно я смотрел эти данные). Это те каналы, которые пытаются получить какие-то деньги с рекламы. А если посмотреть сколько идет через подписку, то это $1,3-1,5 млрд. Эти два пирога несопоставимы. Одна двадцатая или пять% — это то, что может собрать реклама. На сегодняшний день я не могу сказать, что это огромные деньги, но потенциально реклама — это довольно-таки интересное дело и я многого жду от его развития.
 
М.Силин: Если вы говорите что у вас телесмотрение каждый год удваивается, то тогда 20% очень быстро превратятся в гораздо большую цифру.
 
С.Плотников: Это правда, этого мы и ждем. На сегодняшний день телесмотрение платных каналов (если посмотреть весь пирог) занимает больше чем 10% от общего телесмотрения и примерно 85% отъедает эфирное телесмотрение, а с рекламного рынка нам достается 1,5%.
 
М.Силин: Совершенно несопоставимо, на порядок меньше.
 
Я.Бельская: А вы предполагаете что тематические каналы могли бы собрать столько же денег сколько они отъели аудитории? Потому что у нас здесь был в гостях Сергей Веселов из “Видео Интернешнл”, он говорил, что максимум, который смогут себе позволить, смогут заработать нишевые каналы — 4-5%. Как вы оцениваете эту грустную новость?
 
С.Плотников: Я — более позитивно. На самом деле если 4-5%, о которых Сергей сказал, будут в течение следующего года, то это отличная новость для нас всех. Если это в течение, например, 5 лет, то это немножко грустная новость. Я более оптимистичен, расскажу почему: если брать западный опыт, ближайший, той же Польши, и даже Великобритании, платформа платного телевидения и канала Pay TV в определенное время уже 50% телесмотрения забирали, но забирали лишь 20 или 15% рекламного рынка, но в какой-то момент индустрия стала приходить в баланс. Поэтому если телеканал забирает 2% телесмотрения, он должен примерно 2% рынка рекламы взять. Как только рекламодатели начнут видеть этот дисбаланс, что они могут меньше заплатить, но больше получить, тогда, я думаю, этот разрыв будет закрываться понемножку. Потому что уж очень большой.
 
Я.Бельская: А те изменения, которые сейчас происходят на рынке и те, которые будут происходить в связи с реализацией федеральной целевой программы (переход на эфирное цифровое вещание) — как они будут влиять на ваш бизнес, по-вашему?
 
С.Плотников: На самом деле, это будут тектонические изменения для всех на рынке. С чего начать? Давайте начнем, наверное, с западного опыта, как это происходило на западе, чтобы потом попытаться применить, увидеть — что же будет у нас. Возьмем ту же Великобританию, мне нравится этот пример, потому что я пять лет там проработал именно во время этих тектонических изменений и довольно-таки интересно то, что происходило там. А происходило следующее, когда в платном-платном телевидении появился игрок бесплатного платного телевидения (что это значит: каналы стали на определенную платформу, которая была практически бесплатной для подписчика) телесмотрение у платных-платных — это BSkyB, Virgin — начало падать, и в какой-то момент платное-платное телевидение, опять же BSkyB и Virgin, подстроили свою модель под изменяющуюся реальность. В этот момент произошло перераспределение каналов. Каналы, которые хотели уйти на чистую рекламную модель, ушли на free view. В основном, это каналы, которые были ассоциированы с BBC, с Channel 4, Channel 5. А те каналы, которые хотели зарабатывать с рынка платного телевидения, они, не без помощи самих платных операторов, остались в платном сегменте. Произошло деление. У нас подобное уже происходит и с вводом DTT — наземного цифрового эфирного телевидения, потому что некоторые каналы пытаются выйти на платформы и по сути выбрать рекламную модель, хотя я считаю немножко рано, и также я вижу, что кабельные операторы, видя эту тенденцию, начинают фильтровать свои пакеты, то есть они начинают создавать именно платное телевидение, и оставлять те каналы, которые ушли, вне своего пакета. Пока это не так видно, потому что на сегодняшний день идет еще большая конкуренция среди операторов, но как только произойдет консолидация, произойдет также конкуренция на уровне уже не операторов, а моделей платного ТВ, то есть, то, что я назвал платное-платное и платное-бесплатное ТВ.
 
Я.Бельская: Вы верите в такую консолидацию?
 
С.Плотников: Конечно. Когда я начинал работать на рынке, у самого большого операторы было 10 тысяч абонентов. Это считался огромный оператор тогда и все хотели с ним работать. Сейчас мы видим укрупнения и лидеры — большие операторы (это 4-5 компаний), держат процентов 60-70 рынка. Я думаю еще один-два года, и мы увидим полную консолидацию. Это происходило достаточно быстро на ближайшем к нам рынке — в Польше. 
 
После этой консолидации происходит очень много разорений среди каналов, то есть нас ждет очень интересное будущее. Но как только консолидация закончится — конкуренция будет не внутри операторов, а внутри бизнес-идей, самой логике Pay Pay TV и Free Pay Tv.
 
М.Силин: Теперь мы сделаем небольшой перерыв. Прервемся на рекламную паузу, после которой продолжим нашу программу. Оставайтесь вместе с нами.
 
Часть 2-я
 
М.Силин: И снова здравствуйте! Мы продолжаем программу “ТВ-Профи”, с вами в студии ведущие — Михаил Силин и Яна Бельская, и наш гость — Сергей Плотников, генеральный директор Sony Pictures TV Россия. Мы остановились на очень интересной теме, связанной с тем, куда движется рынок тематического платного телевидения, что наступает после того как кабельные сети в значительной мере консолидируются. Мы услышали о том, что в Великобритании это разделило телевизионные каналы: какие-то приспособились, а какие-то обанкротились. Расскажите немного об этом, что же определяет судьбу каналов?
 
С.Плотников: Лучше привести пример с Польшей, так как он происходил совсем недавно и Польша — наш ближайший сосед. В Польше хорошо структурирован рынок платного телевидения и очень показательно, что у них происходило. Я помню, когда мы запускали канал в Стриме, у нас была консалтинговая компания, которая немножко удивила нас всех и сказала: вот у вас 4 канала, один из них останется, три придется закрыть. Мы сказали: нет, все четыре канала обалденные, и их не придется закрыть. Они сказали: вот есть мировая практика и так далее. Мы начали разбираться и действительно, так оно и есть. В Польше была быстрая консолидация, остались большие игроки. DTH (cпутниковое) и платное телевидение. Произошло следующее: операторы начали упорядочивать свои пакеты, соответственно количество мест для каналов очень быстро уменьшилось, на сегодняшний день можно посмотреть, что наверно у 100 каналов дистрибуция от 400-500 тысяч домохозяйств. Притом, что 500 тысяч — довольно-таки маленький показатель, а все остальные за чертой бедности, скажем так. А если посмотреть несколько лет назад, то дистрибуция каналов была более-менее, на уровне миллиона, полутора. Сейчас очень сильно поменялась картина. А у нас очень много каналов, больше 300, консолидация произойдет...
 
Я.Бельская: каналов или операторов?
 
С.Плотников: операторов. Количество каналов, которые они могут себе позволить 100-120-150. Что будут делать остальные каналы? Тогда примерно работает пропорция, о которой нас предупреждала консалтинговая компания, что один из трех, четырех, может один из двух каналов разорится. Поэтому когда консолидация будет происходить, мы увидим много разорений среди каналов. Это, я думаю, будет, наверное, через год.
 
М.Силин: Вы говорите, у вас 4 канала Sony присутствуют, а какую вы видите перспективу ваших каналов?
 
С.Плотников: Мы готовимся, у нас есть опыт Sony других территорий. Где нас только нет: в Италии, в Англии, в Америке, и в восточной Европе и так далее. У Sony накоплен огромный опыт, мы знаем, что происходило на этих рынках, и мы знаем, что потенциально будет происходить и в России. Поэтому качественный контент и обязательно управление всеми своими расходами, затратами, это обязательно нужно делать каждому каналу.
 
Я.Бельская: А почему мы считаем, что у нас 330 каналов, мы знаем, что в той же Великобритании, у них хоть и разорилось некоторое количество каналов, по нескольку сотен каналов существуют на платформах, что мешает не разориться тем каналам, которые уже есть, не взирая на консолидацию, достаточно серьезную, иметь вот эти вот 400-500 абонентов в тематических пакетах, в дополнительных пакетах. Может быть, в этом у нас есть перспектива, или продажа с помощью новых технологий, там мобильное телевидение, продажа каких-то отдельных продуктов ваших.
 
С.Плотников: Отдельные продукты мы можем продавать, конечно, но на самом деле здесь есть представитель спутниковой платформы “Орион Экспресс”, который может сказать, почему на платформе “Орион Экспресс” не может быть 500 каналов, а у BSkyB может быть. Вопрос скорее в ARPU. ARPU — это то, что платят абонент в Великобритании. У BSkyB уровень ARPU под 100 долларов. Наш ARPU гораздо меньше, и потянет ли наш телезритель триста каналов?
 
Я.Бельская: мы знаем, что есть так называемый low cost — это дешевые пакеты, и их стоимость действительно стремится к нулю. И те каналы, которые стремятся войти в эти low cost сегменты они, наверное, будут вынуждены переходить либо на рекламную модель, либо разоряться. Но есть еще какое-то количество абонентов, в том числе, вышеупомянутой платформы, которые платят не $100, а 7-10$ в кабельных сетях может быть выше, и эти люди готовы платить за дополнительные пакеты. Другое дело, что миллионы хотят смотреть только эти бесплатные каналы
 
С.Плотников: Если канал собирается субсидировать себя, у него всегда есть право на жизнь. Если перемножить количество абонентов, которых потенциально он может получить во всяких пакетах, канал о бабочках, например, он имеет право на жизнь, но сколько его будут смотреть? Десять тысяч абонентов, сколько они будут платить? Пусть даже каждый по доллару, 10000 тысяч долларов. Вот бюджет канала. Сможет ли он выдержать, с одной стороны, с другой стороны количество слотов у кабеля, он тоже не резиновый, в настоящий момент я даже не знаю, кто может предложить столько. Третье: цена за качественный продукт очень сильно поднялась за последние несколько лет. Студии видят, что рынок развивается, они хотят, чтобы им платили за контент и считают, что Россия это Эльдорадо, и хотят поучаствовать во всем этом. Поэтому нишевые каналы... наши каналы я не считаю нишевым, это тематические каналы. Причем если брать Sony Entertainment — это канал general entertainment и Sony Turbo c большой аудиторией, совсем нишевые, как они могут выжить, я не вижу вариантов...
 
М.Силин: Скажите, в борьбе за выживание как важен фактор локализации контента. Вот ваш канал распространяется во всех странах. У вас везде распространяется одно и то же, либо вы свою программную политику подстраиваете каким-то образом под территорию, страны, в которых работаете? И насколько это важно для того, что бы сохранить и увеличить свою долю на конкретном рынке, в частности России.
 
С.Плотников: Я считаю, что очень важно. У Sony принцип очень простой. Бренды разработаны: Sony Entertainment, Sony Turbo, Sony Sci-Fi или он сейчас будет переименован AXN Sci-Fi в апреле, но наполнение канала отдается на территорию, то есть в России мы решаем, что мы хотим купить, что мы хотим поставить. То есть у Sony Entertainment в России и Sony Entertainment в Италии концепция будет одна, а контент будет совершенно другой
 
М.Силин: Совсем другой, или есть что-то общее?
 
С.Плотников: Что-то общее может быть, потому что есть некоторые сериалы, которые мы все приезжая в Лос-Анжелес скрим мы вместе покупаем. Но этого может быть процентов 5-10. А 90 процентов это то, что мы сами решили для нашего рынка купить.
 
Я.Бельская: Может быть собственное какое производство, группа Sony, насколько мне известно входит в группу Colombia, и стало быть фильмы и сериалы, которые делает Каламбия будут показаны на всех подразделениях Sony.
 
С.Плотников: Не совсем так, потому что Sony продают нам программный продукт так же как и другие студии, она может продать нам, она может продать кому угодно, поэтому здесь вопрос качества контента и цены его. На сегодняшний день у нас есть продукт Sony, но так же и всех остальных имейджоров тоже. Очень важно действительно создавать что-то интересное для рынка. Мы начали снимать передачу, у нас есть в каждом канале передача, даже по две: глянец, кухня, то есть это важно что бы это было очень интересно для конкретного рынка, нам не интересно покупать что то, что интересно западной Европе а здесь совсем будет неинтересно.
 
Я.Бельская: А есть какие-то продукты которые вы везете отсюда туда?
 
С.Плотников: Пока сумка маленькая, пока не вывозим, нет. Для локального рынка интересны продукты, которые ты можешь хорошо промотировать, и которые сняты универсально, не конкретно для маленького рынка, для локального рынка, а с более широким пиром, для западной Европы, для Америки. Пока мы не снимаем такие. Например, сейчас снимают “Ганнибала”. Он был снят в Америке, но я считаю, концепция интересна для всего мира. Если мы снимем такую концепцию, которая будет интересна для всего мира, то мы обязательно повезем ее на Запад. 
 
М.Силин: Наша программа подошла к концу и напоследок у меня очень короткий вопрос, одним словом: собираетесь ли вы рекламировать свои каналы так, как рекламируют себя эфирные каналы, что бы кабельным операторам было легче жить и спутниковым?
 
С.Плотников: Коротко: да.
 
М.Силин: Спасибо, это очень положительный ответ. Наша программа подошла к концу, у нас в гостях сегодня был Сергей Плотников, генеральный директор Sony Pictures в России. И ведущие программы "ТВ-Профи" Михаил Силин и Яна Бельская. Спасибо за ваше внимание. Ждем вас снова в эфире нашей передачи. До свидания.