ШПД замедляет шаг

В 2021 году объем российского рынка телеком-услуг по сравнению с 2020-м вырос на 3,2% до 1,8 трлн руб., пишет Telecom Daily со ссылкой на данные "ТМТ Консалтинг". Однако рост этого сегмента произошел только за счет мобильной связи. Сегменты фиксированного широкополосного доступа в интернет и платного ТВ, наоборот, замедлились. Уровень проникновения ШПД в 2021 году составил 61%. Абонентская база выросла на 0,8%, доходы – на 3%.

Основным оператором ШПД, по данным "ТМТ Консалтинг", традиционно стал Ростелеком. В первом полугодии 2021 году у компании насчитывалось 12,3 млн абонентов. На втором месте – МТС с 4 млн клиентов. На третьем  – "Эр-Телеком" с 3,8 млн абонентов. На четвертом – "Билайн" с 2,86 млн клиентов. Замыкает пятерку лидеров ТТК.

В сегменте B2C темпы роста тоже стали ниже, хотя в прошлом году наблюдалось увеличение числа абонентов за счет распространения конвергентных продуктов операторов. Для сравнения: по итогам 2020 года рост абонентской базы, по подсчетам TelecomDaily, составлял 2,9%, общее число домохозяйств достигло 34,3 млн.

В 2021 году на рынок ШДП серьезно повлиял сегмент B2B за счет подключения третьей очереди социально-значимых объектов, отмечают эксперты. Дополнительным положительным фактором влияния стал процесс восстановления СМБ-сектора от негативных последствий введения в 2020 году режима "самоизоляции".

"Завершающийся год был, безусловно, сложным для рынка, – отмечает руководитель департамента продуктов и маркетинга ТТК Алексей Зорин. – Если в 2020, на фоне вхождения в новые реалии пандемии, быстро вырос спрос на услуги связи, абоненты нуждались в организации дистанционной работы и развлечений в период изоляции, то в 2021 году темпы роста снизились".

Платное ТВ

Рынок платного ТВ практически перестал расти, говорят аналитики. По предварительным итогам 2021 года, абонентская база увеличилась всего на 0,5% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,4 млн. Проникновение услуги зафиксировалось на уровне 82%. Практически единственной точкой роста остался перевод операторами ШПД своих пользователей на пакетные тарифы с IPTV.

В качестве причины таких негативных показателей прироста абонентов платного ТВ "ТМТ Консалтинг" назвал рост числа конкурирующих предложений со стороны не операторских видеосервисов. Объем рынка вырос на 1,5% и составил 106,1 млрд руб. На замедление роста выручки повлияло существенное замедление роста ARPU. 

"В 2021 году операторы очень осторожно, во избежание усиления оттока, подходили к вопросу повышения тарифов, – поясняют эксперты "ТМТ Консалтинг". – К снижению доходности услуги также привели многочисленные акции и льготные периоды, особенно часто предлагаемые операторами в прошедшем году". С целью повышения ARPU крупные операторы еще больше внимания стали уделять развитию VoD (видео-по-запросу).

Положительную динамику показал ТТК – его абонентская база увеличилась на 6% от интерактивного телевидения, а выручка выросла на 16%, что значительно выше практически нулевых показателей по рынку.

"Мы фиксируем рост выручки на 26% год к году от видеоподписок и тематических пакетов ТВ-каналов, оформляемых абонентами ТТК, – добавил Зорин. – Рынок платного ТВ продолжает развиваться благодаря росту популярности цифрового телевизионного вещания среди клиентов, которые уже пользуются домашним интернетом. Сыграло свою роль и общее повышение цивилизованности потребления видеоконтента: усилия государства по борьбе с пиратством, стремление людей избежать информационного шума (рекламы) – все это повышает ценность телевидения от оператора связи и сервисов, предоставляющих видео по запросу".

Препятствия

В ТТК считают, что к основным вызовам 2021 года относятся необходимость выполнения операторами законодательных требований по хранению информации, рост стоимости телекоммуникационного оборудования и абонентских устройств.

Также проблемой для развития рынка ШПД стало отсутствие новых драйверов, считают эксперты. Например, одним из драйверов развития в ТТК называют партнерство с другими операторами по системе FVNO. Применение схемы FVNO позволяет увеличить географию присутствия b2c – сервисов ТТК и, как следствие, прибыль в данном сегменте.

По мнению эксперта J'son and Partners, если ничего не предпринимать, в какой-то момент стоимость услуг ШПД окажется ниже их себестоимости. При этом серьезно повышать стоимость тарифов нельзя из-за невысокого платежеспособного спроса населения. 

В "ТМТ Консалтинг" тоже считают, что ключевым фактором развития рынка на ближайшие годы выступает тарифная политика операторов. "Можно ожидать, что пересмотр тарифов на основные услуги связи станет более распространенной практикой, –  констатируют аналитики. – Продолжится также "мягкий" процесс замены актуальных тарифов новыми более дорогими тарифами с лучшими характеристиками".

В "Ростелекоме" считают, что акцент в выборе провайдера смещается в сторону операторов с наиболее стабильным качеством. Кроме того, количество ценовых переключений с выгодой 50-100 рублей сокращается. 

Ожидания

Алексей Зорин из ТТК рассказал, что в 2022 году ожидается продолжение активного развития рынка ОТТ-видео, в частности сегмента SVOD и продуктовых экосистем.

"Большая часть продаваемых в России телевизоров уже сейчас содержит функцию Smart TV, и в дальнейшем их доля, полагаем, будет расти. Очевиден запрос потребителей на сервисы умного дома. Растет количество продаж датчиков протечек и открытия дверей умных лампочек и систем микроклимата, пылесосов, управляемых умными станциями. В период роста цен обычно наблюдается повышения активность мошенников, в т.ч. в сети, поэтому прогнозируем рост спроса на антивирусные и антифишинговые программы", – считает Зорин.

По его словам, в 2022 году в ТТК планируют запуск линейки конвергентных предложений и ряда предложений, которые, как говорят в компании, в настоящий момент не имеют аналогов на рынке.

"В 2022 году ожидаем эффект на динамику абонентской базы от расширения цифровой инфраструктуры в малых населенных пунктах, куда оптика пришла благодаря госпроектам, – рассказали в Ростелекоме. – Стабилизация рынка в сегменте B2C продолжится, в других сегментах будет зависеть от темпов цифровой трансформации государства и бизнеса".