TNS о показателях телесмотрения в 1 кв 2016 года

26.04.2016 03:20

Краткое описание исследования

Источник данных: проекты TNS TV Index и TNS TV Index Plus.

Метод: пиплметровая панель, электронная регистрация телесмотрения с помощью специальных приборов (пиплметров) с использованием технологии Audio Matching

Генеральная совокупность: население России в возрасте старше 4 лет, проживающее в городах с населением более 100 000 человек.

Выборка: 77 городов, 5400 домохозяйств (13 500 человек).

  

Используемые показатели

Рейтинг, %
Число смотревших канал или эфирное событие, выраженное в процентах от целевой аудитории. Рейтинг измеряет популярность эфирного события или интервала времени
Доля, %
Число смотревших канал или эфирное событие, выраженное в процентах от всей аудитории, смотревшей ТВ в анализируемое время
Структура аудитории, %
Процент целевой группы от базовой аудитории в структуре просмотра канала или события
Среднесуточный охват, тыс. чел. или %
Среднее число человек, смотревших телеканал/событие не менее 1 минуты в сутки (в тысячах человек или процентах от целевой группы)
Среднее время просмотра среди населения
Среднее время смотрения канала или эфирного события, рассчитанное относительно всех представителей целевой группы в населении (с учетом не смотрящих)  
 

На фоне довольно большого числа индустриальных новостей в мире российского телевидения в последние месяцы предпочтения зрителей выглядят очень стабильными. И наверное, это неплохо.

Любой обзор телесмотрения принято начинать с оценки общих объемов смотрения ТВ. Здесь никаких сюрпризов ни 2015 год, ни I квартал 2016-го нам не приготовили. Охват ТВ (общее число человек, которые включают ТВ хотя бы на 1 минуту в день) остается стабильным и наиболее высоким среди всех медиа на протяжении последних лет. Он составляет около 70% населения. 

Но в отличие от большинства других медиа для ТВ основным показателем, конечно, является не столько охват, сколько время просмотра. Здесь, впрочем, тоже ничего нового – в среднем житель России по-прежнему тратит около 4 часов в день на ТВ (и это включая тех наших знакомых, которые говорят: "Да я телек сто лет не включаю!"). 

Объем телесмотрения был стабилен среди всего населения на протяжении многих лет, пока в 2014 году не прибавил сразу целых 5 минут на человека (и все это только за счет новостного вещания). Об этом уже много сказано и написано. Скажу лишь, что взлетевший в 2014 году интерес к новостям на ТВ сохраняется до сих пор. Да, он несколько ниже, чем на старте внешнеполитических событий в марте 2014 года, но все еще существенно превышает показатели прошлых лет.

 
График 1
 
График 2
 
  

Не секрет, что за общей стабильностью охвата и времени просмотра ТВ среди всего населения кроется все-таки разное поведение людей разного возраста. Так, привычка ежедневно включать ТВ в последние годы немного ослабевает у более молодых зрителей, и это безусловно тема отдельной статьи с обилием слов «диджитал», «мобайл», «кросс-медиа» и т.п. Не зря же в конце концов наиболее активно развивающейся областью телеизмерений является учет просмотра ТВ-контента на других экранах – напишем как-нибудь и об этом. А вот зрители старше 55 лет, напротив, лишь увеличивают объем телепотребления. На круг и получаем ту самую стабильность. 

И все-таки важно, завершая тему общего объема телесмотрения, сказать, что среди всех возрастных групп месячный охват телевидения (число людей, обращающихся к ТВ хотя бы на 1 минуту в месяц) по-прежнему составляет 98–100%. Поэтому далее все внимание – на аудиторные показатели телеканалов, ведь основная интрига всегда состоит в том, как это время распределяется.

Распределение аудитории по каналам в краткосрочной перспективе принципиально не меняется: около 35% приходится на каналы «первой тройки» (Первый канал, Россия 1, НТВ), еще 30% забирают соседствующие семь каналов (итого 65% на ТОП-10). Тематическое телевидение суммарно получает не менее 15%, хотя тут все зависит от терминологии (если, например, включить каналы из цифровых мультиплексов, которые ранее считались тематическими, получатся все 18%). 

Впрочем, комментарии тут излишни – в таблице 1 приведены показатели ТОП-50 каналов по доле аудитории, как национальных, так и тематических, за I квартал 2016 года, а на графике 3 показан профиль (в данном случае – половозрастной состав) аудитории этих каналов.

Таблица 1. Показатели каналов (Россия 100+, все 4+, 1 квартал 2016 года)
 
График 3. Половозрастная структура каналов и объем аудитории (Россия 100+, все 4+, I квартал 2016 года)
Чем выше на графике расположен шар, тем старше аудитория соответствующего ему канала. Чем шар расположен правее, тем больше женщин в его аудитории. 
Размер шара соответствует среднесуточной доле аудитории канала.
 

Жанровые предпочтения телезрителей – еще один очень стабильный показатель. Тут изменения минимальны даже в перспективе нескольких лет (не считая, конечно, уже упомянутого роста интереса к новостям). Зрители по-прежнему тратят около 30% времени, отведенного ими на телепросмотр, на телесериалы, чуть больше 15% на кино, 23% на развлекательные шоу и примерно 15% на новости. В сумме это дает 80% времени просмотра ТВ на всего четыре жанра.

Эти предпочтения традиционно отражаются во всевозможных ТОП-листах телевизионных трансляций. Так, в I квартале 2016 года можно привычно увидеть в ТОП-15 программ развлекательное шоу «Голос. Дети» Первого канала, новостные праймовые линейки Первого и России 1, пару концертов, сразу несколько сериалов, кино (причем тут, словно специально для иллюстрации общего тренда, и проверенный временем фильм «Любовь и голуби», и пока не превзойденный лидер российского кинопроката голливудский «Аватар»). Кстати, «Новые русские сенсации» о Ванге на 14-й строчке – это тоже не сюрприз: фильмы, посвященные прорицательнице, традиционно популярны, где бы и в каком бы формате они не выходили.

В общем-то любой, кто смотрит хотя бы изредка на рейтинги программ, с точки зрения их форматов (да и общих показателей ТВ и отдельных каналов), ничего нового для себя не откроет, но, осмелюсь предположить, что многие программные директора ЗА такую предсказуемость. smiley

 

 

Об авторе

Ирина Суанова
руководитель отдела аналитики и консалтинга департамента ТВ-исследований TNS Россия