Три дня на CSTB'2014. День третий

В последний день работы выставки посетителей обычно меньше, да и на стендах настроение чемоданное: некоторые уже после обеда начинают паковать экспонаты. Ведущие сотрудники компаний все чаще уходят к стендам конкурентов — надо ведь не только себя показать, но и народ посмотреть.
 
На стенде компании Irdeto подхожу к директору по развитию бизнеса в России и СНГ Андрею Силанчеву. Компания, известная своими решениями в области защиты контента, представила здесь комплексное решение Multiscreen, которое, по словам Андрея, стало естественным результатом эволюции технологий предоставления пользователю мультимедийного контента. "Новая платформа Multiscreen 4.0 позволяет повысить доходы оператора, и одновременно максимально удовлетворить потребности его конечных пользователей. Ключевые модули, из которого состоит это решение — это модули подготовки управления контентом, защиты контента, его поиска и монетизации, а также модули рекомендаций и интеграции с социальными сетями, без чего невозможно представить поистине персонализированный медиа-контент, суть которого - обепсечить пользователю наилучший user experience", - поделился Андрей. Оператору потребуется всего две недели, чтобы внедрить OTT-решение и обеспечить доставку абонентам телеканалов в реальном времени с использованием технологии OTT, а также доступ к разнообразному мультимедийному контенту по запросу пользователя, и возможность получать "умные" рекомендации как от своего социального круга общения, так и от системы на базе предпочтений просмотра и профиля пользователя. Еще одним важным элементом персонализированного медиа-контента стала таргетированная и интерактивная реклама, возможность использования второго экрана как интерактивного компаньона, и возможность сбора статистики потребления пользователями контента для оператора.
 
Андрей Силанчев, директор по развитию бизнеса Irdeto в России и СНГ 
 
При этом для просмотра можно будет использовать любые устройства — Smart-TV, компьютеры, гибридные STB, iOS и Android-девайсы, игровые консоли и прочее.
 
Про функциональность multiscreen упоминали и другие участники выставки. Похоже, это действительно один из сегодняшних трендов на рынке платного ТВ.
 
На стенде компании Ericsson Василий Ребров, главный архитектор решений, рассказал мне о системе контроля качества предоставляемых услуг (Ericsson Experience Manager). "Нередко бывает, что об ухудшении качества услуги в любой точке сети оператор узнает от абонентов, то есть уже после того, как  абонент остался недоволен. Устранить проблему за минимальное время, а еще лучше — предупредить возможные проблемы, ключевая задача для операторов, если они хотят сократить абонентскую базу. Важно не только оперативно отследить проблему, но и определить причину, которая привела к деградации качества услуги. Выявленная неисправность может быть устранена быстро, а вот диагностика может занять достаточно много времени. И тут помогает наша система, которая мониторит качество услуг в сети в режиме, близком к реальному времени, и помогает найти неисправность. На найденную неисправность прямо из системы можно автоматически открывать trouble ticket (заявку на устранение неисправности) или уведомить инженеров по почте или текстовым сообщением. Система имеет механизмы, позволяющие оператору предупреждать возникновение проблем с качеством услуг. Система имеет сервисные модели для сетей 2G, 3G, IPTV и сетей доступа в интернет.
 
Для контроля качества услуг, предоставляемых каждому конкретному абоненту, предлагается система управления клиентским опытом, нацеленная на мониторинг активностей индивидуальных абонентов". Честно говорю, что мне не нравится название. Василий поясняет, что это калька с английского Customs Experience Management: "Функционал решения для управления клиентским опытом позволяет быстро решать проблемы, связанные с поступающими жалобами абонентов на неподобающее качество предоставленных услуг. Эта система следит за тем, как каждый абонент воспринимает качество услуг. Система собирает статистику: как часто абонент обращается к данной услуге, сколько у него было успешных и неуспешных попыток ею воспользоваться, какие параметры качества были при этом обеспечены на оконечном устройстве конкретного абонента. Система представляет сотруднику абонентской службы информацию для понимания причины жалобы абонента и позволяет открыть trouble ticket (заявку на устранение неисправности)".
 
Рядом на том же стенде общается с посетителями Борис Юрин, инженер по поддержке продаж в России и СНГ. Он консультант по решениям Ericsson в той части компании, которая занимается компрессией (раньше она называлось Tandberg Television) и которая особенно интересует кабельщиков. Борис рассказывает: "Мы представляем здесь полную линейку наших кодеров и приемников, начиная от contribution сегмента (оборудование для перегонки между студиями или с полей в студию в высоком качестве, 4:3:2 с 10-битным кодированием цвета) и заканчивая distribution сегментом (кодирование 4:2:0 для конечных абонентов). Здесь мы представляем нашу линейку кодеров AVP: AVP 2000 — это для contribution, AVP 3000 — для Digital Satellite News Gathering (DSNG) (предыдущие поколения этого кодера назывались Voyager). Voyager — это очень популярный и заслуживший доверие бренд, поэтому мы сохранили часть названия — AVP 3000 Voyager. Для этой модели мы сделали новый, удобный интерфейс, в котором все основные настройки выведены на один экран, все под рукой. А наша главная гордость — это кодер AVP 4000, построенный на базе собственного чипа. В прошлом году наша компания инвестировала большие деньги в разработку чипа, и сейчас мы единственные производители кодеров, которые используют собственный видеочип, а не разработки сторонних производителей. Платформа AVP 4000 уже доказала свою эффективность — в частности, ее охотно покупают спутниковые операторы, поскольку она позволяет существенно снизить полосу, занимаемую каналами на транспондерах. У нас есть успешное внедрение в компании PolSat в Польше; один из российских спутниковых операторов тоже приобрел нашу платформу и ею доволен".
 
Челябинская компания "Планар" — один из наиболее известных российских производителей телевизионного оборудования. Спрашиваю ведущего инженера Алексея Руденко, какие тенденции он видит в кабельном ТВ и чем отвечает на них его предприятие.
 
 
"Основная тенденция — цифровизация, — говорит мой собеседник. — Все в этом направлении двигаются, хотя при этом возникают некоторые забавные проблемы. У нас в России формат вещания DVB-T был в последний момент заменен на DVB-T2, и не все оказались к этому готовы. В эфире вещание уже идет в цифре, а у конечного потребителя в телевизоре может не оказаться декодера DVB-T2, или, вообще, стоит старый аналоговый телевизор, а покупать новый он не готов, пока старый еще работает. В этой ситуации мы предлагаем операторам решение — головную станцию BTA-10, которая позволяет эфирный сигнал формата DVB-T2 вернуть потребителям в аналоговой форме. Конечно, это решение временное, но пользователи смогут еще какое-то время смотреть свои старые телевизоры. 
 
К слову сказать, это только выходной сигнал станция BTA-10 формирует в устаревшем аналоговом формате, а на входе — выбор форматов достаточно широк: 
- вещательные: DVB-T/T2/C;
- спутниковые: DVB-S/S2;
- цифровые потоки (IPTV)
 
Действующий образец станции представлен на стенде и пользуется популярностью, мы принимаем на нее заказы. 
 
Как обычно, у нас на стенде представлен широкий ассортимент аппаратуры — и головные станции, и оптическое оборудование, и разнообразная измерительная техника, которая позволяет операторам контролировать на линии параметры кабельной системы...".
 
Спрашиваю, как себя чувствует компания в условиях достаточно жесткой конкуренции, ведь на российском рынке очень много зарубежных вендоров. "На месте сидеть не приходится, — отвечает Алексей Руденко, — приходится очень резво шевелиться. Особенно когда китайские фирмы ценовой политикой совершенно убивают весь бизнес. Но приходится приспосабливаться, берем другим: надежностью, качеством, техническим обслуживанием. Не секрет, что наша фирма всегда славилась дружелюбной техподдержкой. К нам всегда можно обратиться и получить ответ на какой-то вопрос, решить который нашему потребителю нужно достаточно быстро".
 
Время на выставке летит быстро, посетителей становится меньше. На стенде компании "Глобо Трейдинг" удается спокойно побеседовать с коммерческим директором компании Вадимом Баженовым.
 
— Как ваше общее впечатление о выставке?
 
— Мы, конечно, ожидали большего. Количество участников сократилось, особенно в части контента, количество технических предложений тоже упало. Интерес посетителей направлен в основном на открытое эфирное ТВ и на кабельное, в меньшей степени на спутниковое.
 
Вадим Баженов, коммерческий директор "Глобо Трейдинг"
 
— Это снижение активности вы связываете с какими-то тенденциями в отрасли? 
 
— Скорее всего, это предвестники кризиса самой отрасли. Технологических прорывов не было, ожидаемых изменений тоже не видится, и вдобавок происходит укрупнение игроков — к примеру, МТС объединяет все больше кабельных операторов. Это значит, что потенциальных покупателей оборудования становится меньше, поэтому и участников, предлагающих свои новые проекты, тоже меньше. Стабилизация, чтобы не сказать стагнация, рынка контента также повлияла на то, что в выставке все больше участвуют не отдельные каналы, а интеграторы, и этот рынок уже приобрел завершенные черты — какого-то всплеска не ожидается.
 
Основной интерес сейчас проявляется к эфирному ТВ, потому что запускается второй мультиплекс. Пользователи стали больше интересоваться эфирным телевидением, повысился интерес к недорогим эфирным приемникам. Мы на себе это чувствуем, потому и предложили рынку новые модели. У нас есть опыт работы в Европе, опыт продаж приемников для открытого эфирного сигнала в Польше, и мы достаточно точно представляем, какие этапы проходит рынок от начала трансляции цифрового эфирного сигнала до всплеска зрительского интереса и всплеска спроса на приемники. 
 
Кабельное ТВ тоже начало двигаться в сторону цифры. Переход на нее уже состоялся у большинства небольших сетей, у больших он стабилизировался, и появился интерес к приемникам — массовый спрос на них набирает обороты.
 
— Не снижает ли интерес к приемникам то, что телевизоры сейчас все больше продаются с встроенными DVB-T и DVB-C тюнерами?
 
— По большому счету нет. Срок жизни телевизора достаточно длинный, а замену телевизора до срока не все могут себе позволить. К тому же у многих в доме 2-3 телевизора. Так что интерес к приемникам возрастает. Кроме того, операторы начинают кодировать свой контент, и к телевизорам нужны дополнительные CAM-модули, стоимость которых сегодня близка к стоимости приемника. Так что мы не видим предпосылок к снижению продаж приемников — продажи растут.
 
— Что самое интересное в вашей экспозиции?
 
— Мы не стараемся поразить общественность, потому что работаем в low cost сегменте и не демонстрируем приемники с какими-то наворотами. Наша новинка — дешевый упрощенный приемник для кабельного рынка. Базовая модель у нас — приемник OPTICUM HD XC2 — это приемник с медиаплеером USB, который работает в высоком разрешении 1080p и дает возможность просматривать HD и SD каналы в стандартах DVB-C MPEG-2 и MPEG-4. Чтобы получить удешевленную модель, мы изменили размеры корпуса, сделали его целиком из пластмассы, изменили выходные интерфейсы на "тюльпаны" вместо SCART и убрали медиаплеер, но остальные пользовательские качества приемника остались на том же уровне, что и у базовой модели. Цену удалось понизить на 5–10 долларов, для оператора при оптовой закупке это существенная экономия.
 
Для эфирного ТВ предлагаем сразу четыре новых модели, чтобы оценить предпочтения заказчиков и решить, что же ввозить. Наша компания работает и на Европу, и на Россию, и на Украину, а сейчас интересуемся еще и Белоруссией и вообще странами СНГ. Приемники мы разрабатываем сами, а производим в Китае — там наиболее дешевая сборка с достаточным уровнем качества. Но в Китае тоже меняется стоимость труда, меняются условия, меняются требования, и качественное производство будет дорожать. Пока берем в партнеры китайцев: мы на стороне покупателя, нам нужны самые низкие цены, потому что наш потребитель просит дешевые модели.
 
На стенде компании BCC застаю Ираклия Накашидзе, директора по развитию бизнеса в департаменте интерактивного телевидения. Выставка практически закончилась — можно спрашивать об итогах. Ираклий, похоже, ими удовлетворен: "Выставка интересная, она с каждым годом становится профессиональнее. Основное направление развития отрасли — это, пожалуй, переход на IP, на OTT-технологию. А компания BCC была одной из первых на российском рынке, кто сделал IPTV проект. У нас уже год назад была анонсирована универсальная платформа, которая позволяет операторам сделать любую бизнес-модель платного ТВ на всех сетях, включая и ОТТ. В этом году мы показываем эту же платформу, с той лишь разницей, что она уже внедрена у одного из крупнейших операторов в России — "МегаФона", и обрастает все большими возможностями, сервисами и дополнительными услугами, которые нацелены на дополнительную монетизацию для оператора и, естественно, на удобство потребления контента для конечного пользователя. 
 
Ираклий Накашидзе, директор по развитию бизнеса в департаменте интерактивного телевидения BCC
 
Не могу сказать, что выставка, особенно такого уровня и с такой историей, является открытием большого количества новых клиентов. Но с точки зрения существующих проектов и каких-то смежных направлений она очень полезна, потому что есть возможность сразу со всеми встретиться, решить какие-то вопросы и, естественно, пообщаться с коллегами, чтобы лучше понимать, куда движется рынок, какие направления приоритетны для тех или иных компаний. Сегодня мы видим, что рынок консолидируется, мелких операторов все меньше, а крупные операторы начинают расти. Количество участников рынка сокращается, однако технологии вещания телевизионного контента через интернет могут опять изменить баланс в другую сторону, поскольку дают возможность мелким операторам или контент-провайдерам выходить на рынок конечных потребителей своими собственными силами. Все будет упираться, конечно, в качество контента и его востребованность. Но сегодня даже крупные федеральные каналы развивают свое интернет-присутствие, а нишевые каналы тоже пытаются выйти непосредственно на конечного пользователя при помощи новых ОТТ-технологий. Мы предлагаем операторам платформу, которая очень хорошо масштабируется — она может управлять миллионами абонентов, и у нас уже есть такой опыт".
 
— Что можете сказать о будущих планах, о перспективах? 
 
— Перспективы — это совершенствование платформы и, конечно, выход за рамки РФ. Потому что идет консолидации рынка и поглощение мелких операторов; рано или поздно произойдет насыщение рынка, и уже сейчас прирост абонентской сети достигается больше отъемом абонентов другого оператора (за счет конкуренции или приобретения компаний), чем привлечением новых абонентов и освоением новых территорий. Для платформ нашего уровня остается возможность поучаствовать в паре-тройке крупных проектов — и все. Поэтому мы участвуем и планируем победить в тендерах в Белоруссии, на Украине и в странах Закавказья. Уже реализована наша платформа по управлению дистрибуцией контента у одного из операторов в Грузии. Работаем над ее продвижением и в дальнем зарубежье, там несколько партнеров продвигают наши решения. 
 
Для нас любой оператор ценен. Даже если у него несколько тысяч абонентов, мы не дадим ему от ворот поворот — сможем найти и ресурсы, и комбинацию наших решений для него. Конечно, эффективность этих решений зависит от бизнес-модели, которую данный оператор исповедует. Если его абонентская база достигла своего пика и эти несколько тысяч абонентов для него предел мечтаний, то затраты на платформы и новые технологии могут просто не окупиться, не оказать влияния на лояльность абонентов. С позиций технических у нас есть предложения для маленьких операторов, а вот с бизнес-целесообразностью внедрения новых технологий должны разбираться в первую очередь сами операторы. 
 
Выставка заканчивается. В очередной раз прохожу мимо стенда группы компаний "В-Люкс", которой в прошлом году исполнилось 25 лет. Встретиться с ее директором по развитию Алексеем Гришиным на выставке так и не удалось, но и не написать об этом заметном игроке рынка тоже нельзя. Придется встречаться отдельно или созваниваться.
 
Дня через два после выставки созваниваюсь с Алексеем, задаю ему те же вопросы, что и другим своим собеседникам. Мнение у него сложилось: "Основная тенденция в КТВ состоит в том, что кабельного ТВ больше не становится. Если верить статистике, за прошедший год КТВ не выросло ни по выручке, ни по доходности с абонента, ни по количеству абонентов. Идет бурное развитие ТВ с доставкой через интернет с использованием разных моделей — как бесплатного с рекламой, так и платного. С монетизацией платного пока еще многое непонятно, а проектов бесплатного видео в Интернете, в том числе на платформе ОТТ, более чем достаточно. Интернет становится основной площадкой для продажи телевизионного контента. Естественно, и мы все больше занимаемся видео через IP. Кабельным ТВ, конечно, тоже занимаемся, но сейчас наша основная перспектива — это ОТТ платформы. Кроме того, мы плотно занялись проблемами мониторинга контента, который раздается через IP-сети или через публичный интернет. Оцениваем не потребительские качества контента, а именно параметры качества его доставки к клиенту: измеряем объективные параметры, от величины задержек и до показателей на транспортном уровне — насколько канал передачи был хорош для этого конкретного заказчика. Чтобы провайдер представлял, в каком месте сети у него есть проблемы. Ведь если вы крупный ОТТ-провайдер с миллионами пользователей по всему миру, вы не можете просто "выстрелить" свой контент в интернет и о нем забыть. Вы должны его контролировать. А мы как раз работаем с большими операторами, большими игроками рынка, такими как МТС, "Билайн", "Ростелеком", "ЭР-Телеком"...
 
 
Что касется "изюминок" экспозиции, то главной "изюминкой" были транскодеры фирмы Harmonic для потоков прямой трансляции и VOD — как программные, так и аппаратные. Среди других новинок наших партнеров отмечу платформу для услуг ОТТ, новые кодеры и транскодеры фирмы Thomson Video Networks, комплексное решение по мониторингу сервисов и транспортных потоков от компаний Miranda, JDSU и других, универсальную платформу Trident7 компании Aurora Networks, мощный оптический приемник с дистанционным мониторингом ОУН—541 компании "Стандартелеком", головную станцию и сервисную платформу для кабельного ТВ и IPTV производства ATX Network, трансрейтер для цифрового ТВ компании ARRIS".
 
Спрашиваю о впечатлении от выставки в целом, была ли она полезной. "Народу на выставке стало намного меньше, — говорит Алексей. — Не знаю, с чем это связано. Наверное, это еще предстоит дополнительно проанализировать. Ясно, что с каждым годом клиентов просто физически становится меньше в связи с концентрацией рынка. И соответственно уменьшается количество лиц, принимающих решения. Пока можно сказать, что выставка была скорее полезна, чем не полезна. А что будет в будущем — тут надо подумать".
 
Разные люди, разный опыт, разные компании. Обобщать их оценки, иногда противоположные, трудно. Не буду этого делать. Заинтересованные читатели, я думаю, сами сделают выводы.

Темы