В какие соцсети сегодня податься телеканалу

Присутствие телеканала в соцсетях, обратная связь со зрителем, наращивание лояльной аудитории – долгие годы на это тратились силы, время и бюджеты. Но после начала специальной военной операции многим телеканалам пришлось чуть ли не заново отстраивать свою работу в соцсетях. Но где наша не пропадала – за последние лет 10 на отрасль сваливалось столько, что напугать уже чем-то уже сложно. Как, засучив рукава, SMM-специалисты начали перестраивать работу в соцсетях, от каких площадок все-таки пришлось отказаться и какие новые начать развивать, "Кабельщик" узнал у крупных медиакомпаний, эфирных, тематических и региональных телеканалов. 

"Газпром-Медиа Холдинг" отказался от размещения контента в признанных экстремистскими и заблокированных в России социальных сетях. "Мы перераспределяем ресурсы на другие платформы, включая национальный видеохостинг RuTube, социальные сети Yappy, VK и OK, мессенджер Telegram. Выбор платформ индивидуален в зависимости от проектов, идет поиск оптимального эффективного решения, - говорят в пресс-службе компании. - Отрасль перестраивается, а фокус на российских соцсетях дает преимущества: с ними удобнее быть на связи, они более гибкие, их требования более понятны. Потенциал их роста сейчас особенно высок. Так, наши телеканалы в эфире предлагают подписываться на аккаунты именно в российских социальных сетях".

Телеканалы РЕН ТВ и "Известия" работают во всех средах и социальных сетях, присутствие в которых согласуется с требованиями российского законодательства. Главная задача социальных сетей, по словам представителя пресс-службы – это "максимально эффективное донесение объективной информации до аудитории". "Известия" и РЕН ТВ традиционно активно представлены на отечественных площадках во ВКонтакте, Одноклассниках, имеют там большую и постоянно растущую аудиторию с высоким уровнем вовлеченности. В Одноклассниках РЕН ТВ в течение двух лет подряд удерживает первое место по цитируемости среди СМИ и входит в первую пятерку по репостам, на сегодняшний день объединяя более 750 тыс. человек. "На этой площадке мы также фиксируем стабильный рост аудитории и у РЕН ТВ, и у "Известий", при этом РЕН ТВ является одной из самых быстрорастущих среди медиа группой в социальной сети. Активный рост показывает на фоне роста интереса аудитории к новостной повестке Telegram-канал "Известий" – за три месяца он вырос по числу подписчиков более чем в 4,5 раза", – рассказывают в пресс-службе МИЦ "Известия" .

Компания Viasat заморозила работу в Facebook, Instagram, Tik-Tok, но это не повлияло на активность компании в социальных сетях. Во ВКонтакте у Viasat есть группы Viasat History, Viasat Nature и Da Vinci. "В этом году мы запустили канал нашего стримингового сервиса viju в Telegram, который стал "посадочной" площадкой номер 1 для авторов, мигрирующих из Facebook и Instagram, и продолжает активно наращивать аудиторию, – комментируют в пресс-службе. – Facebook и Instagram были выгодными источниками рекламных размещений – реклама в этих социальных сетях давала лучшие конверсии в покупку. Эти платформы входили в пул социальных сетей при медиапланировании для продвижения нашего стримингового сервиса viju. Но с точки зрения вовлеченности в сообщения брендов более эффективными социальными сетями для нас являются и всегда были ВКонтакте и Telegram. Да, возможностей для рекламного продвижения в социальных сетях стало несколько меньше, а сами форматы подорожали, но с точки зрения увеличения ER работать есть с чем, и работы – непочатый край, особенно если речь идет о построении узнаваемости нового бренда, в нашем случае – стриминга viju".

Также Visat развивает группы в Одноклассниках. "Одноклассники – социальная сеть-загадка со специфической, но очень крупной аудиторией, до которой на данный момент "достучалось" очень мало брендов – можно, сказать, единицы. Считаем, что если понять аудиторию этой социальной сети и адаптировать сообщения под ее особенности, то можно получить достойный инструмент работы с узнаваемостью и лояльностью к брендам компании Viasat".

Телеканал Travel+Adventure вынужден был отказаться от ведения страниц в социальных сетях Facebook и Instagram, несмотря на высокие показатели активности среди подписчиков. Сейчас телеканал развивает новый канал коммуникации и продвижения в Telegram. "Это инструмент, заслуживающий внимания, так как имеет ряд важных функций. Страница телеканала Travel+Adventure в социальной сети VK показывает хорошие охваты и редакция готовит диджитал стратегию для ее развития. Мы надеемся, что в ближайшем будущем, каждый зритель телеканала Travel+Adventure будет иметь возможность следить за новостями телеканала в удобном ему формате", – комментируют в пресс-службе.

Для телеканалов компании "Первый ТВЧ" блокировка Facebook, Instagram не стала проблемой, так как эти соцсети не являлись основными и рекламных кампаний там не проводилось. К примеру, подписчиков в Instagram было намного меньше, чем на других ресурсах, Facebook был нацелен исключительно на b2b-аудиторию, которую переводят в Telegram и ВКонтакте.
"В TikTok и YouTube наши проекты как были, так и остались востребованными, – говорят представители компании. – Причем с момента приостановки публикаций в TikTok в аккаунте канала "Охотник и рыболов" выросло количество просмотров и прибавилось 100 тыс. подписчиков. Сейчас на аккаунт подписано более 330 тыс. человек, видео набрали в общей сложности 4 млн лайков, а самый популярный ролик – 31,7 млн просмотров. Безусловно, рассчитываем на скорейшее возобновление возможности публиковать новый контент.
Также на YouTube-канале "Загородного" аудитория выросла на 316% (по сравнению с предыдущими 90 днями) и увеличилось время просмотра на 214% в сравнении с аналогичным периодом. Недавно один из роликов программы "Аптека под ногами" набрал более 4 млн просмотров и 88 тыс. лайков. Общая картина по нашим YouTube-каналам выглядит так: "Охотник и рыболов" – 143 тыс. подписчиков и около 27 млн просмотров, "Загородный" – 275 тыс. подписчиков и около 20 млн просмотров, "Еда" – 1,14 млн подписчиков и более 220 млн просмотров. Мы по-прежнему монетизируемся на видеохостинге с помощью спонсорских интеграций и просмотра из других стран". 

"Первый ТВЧ" напрямую работает с соцсетью ВКонтакте, в рамках сотрудничества размещая эксклюзивные выпуски своих проектов, которые площадка промотирует на целевую аудиторию. Также компания проводит конкурсы и акции, анонсирует ТВ-проекты внутри сообществ. Наиболее активные группы у каналов "Еда" (более 122 тыс. подписчиков), "Охотник и рыболов" (почти 100 тыс. подписчиков), "Загородный" (более 34 тыс. подписчиков). В YouTube "Первый ТВЧ" экспериментирует, добавляя контент в формате коротких вертикальных видео Shorts. Так, самое популярное видео про лайфхаки с кукурузой на канале "Охотник и рыболов" набрало 611 тыс. просмотров.
В Дзене компания наращивает своё присутствие с помощью видеоконтента – коротких видео в стиле TikTok. Telegram компания использует для оперативного информирования b2b-аудитории о важных акциях, новостях, предложениях телекомпании, а также премьерах эфира. На российском видеохостинге Rutube компания наращивает базу контента и аудиторию. Также ведется активная работа в Одноклассниках для аудитории каналов "Охотник и рыболов" и "Загородный"

"С социальными сетями дошкольных телеканалов всегда было очень непросто, – говорят в пресс-службе телеканалов Tiji, Gulli, Gulli Girl. – Маленькие дети еще не в социальных сетях, а родителям не так интересно читать о мультиках для детей, их скорее интересует совсем другая информация. Сложно балансировать, но мы креативим и ищем новые пути. Для нас существенную роль сыграл факт приостановки работы Imstagram в РФ, так как это была основная площадка коммуникации с аудиторией. Остальные площадки были задействованы по остаточному принципу". В данный момент у телеканала Gulli нет групп в TikTok, Imstagram, Одноклассниках и Фейсбуке. Тем не менее перспективной площадкой для развития телеканала для девочек Gulli Girl считают Likee, где компания заблаговременно завела аккаунт. В данный момент на него подписаны порядка 40 тыс. человек.


"Сейчас многие тиктокеры переходят в Likee, так как по-прежнему TikTok не дает возможности публикации контента на территории России, блогеры теряют аудиторию и доход. Сейчас мы придумываем альтернативные пути работы с дополнительными площадками, разрабатываем подкасты и связываемся с такими ресурсами как Литрес, например, – уверены, что будущее в России принадлежит подкастам и новым аудиоформатам. Видео уже откатали, этот формат максимально трансформировался последнее время и будет менять дальше, а вот с аудиоформатами мало что происходило". Также TiJi переформатирует подход к социальным сетям телеканала, создавая из официального сообщества скорее "мамский чат" – "такой формат понятен и в целом довольно перспективен". 

Телеканалы группы "Уфанет", по мнению представителя компании, смогли перестроиться в данной ситуации. Участники групп в Instagram и YouTube подписались на Telegram-канал, и за счет этого общее количество подписчиков только выросло. "Telegram важен с точки зрения эксклюзивности информации, если хочешь быть первым – давай это в Telegram. Простая система репостов и ссылок позволяет набирать аудиторию и получать ссылки на твое медиа не только внутри этого ресурса, но и на других платформах. Еще Telegram, благодаря комментариям и чатам, стал площадкой, где легко получить обратную связь и информацию от читателей", – комментируют в "Уфанет".
В связи с признанием компании Meta экстремистской организацией, телеканалам группы Уфанет пришлось перерендерить около 250 часов контента, где содержались те или иные логотипы и ссылки, которые необходимо было убрать. В основном это затронуло канал "Глазами туриста", где подобных ссылок на авторов и их блоги было довольно много. Также пришлось отказаться от приглашения зрителей на инстаграм-страницу телеканалов. "Если раньше мы могли говорить "подписывайтесь на инстаграм телеканала "Живая природа" и размещать эту рекламу на телеканалах, то теперь это недоступно.
Свои YouTube-каналы мы ведём по-прежнему, и довольно успешно. Был небольшой уход аудитории, проcели просмотры, но сейчас цифры вернулись на прежние позиции. Потенциал YouTube до сих пор не исчерпан, множество свободных ниш, постоянное совершенствование интерфейса, появление новых форматов дают развивать свои каналы и искать новых подписчиков".

"Facebook никогда не был большой площадкой  для региональных каналов, – говорит Александр Широких, генеральный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей. – TikTok тоже использовался только экспериментально. Хотя у канала 360 было 12 или даже 15 млн подписчиков. А вот блокировка Instagram ударила очень сильна по региональному ТВ. Это была площадка №1. В том числе для монетизации. У многих были аккаунты с сотнями тысяч подписчиков". 

Топ-10 акаунтов региональных телеканалов в Instagram по уровню вовлеченности подписчиков (ER%) с 1 января по 30 июня 2022 года, по информации тг-канала @n_e_w_media, выглядит так:

№1 - "Саратов 24" с ER% 1,19. Постят редко, 132 поста за полгода, после 10 мая постов не было. 1112К подписчиков.

№2 - АСТВ (Южно-Сахалинск). ER% 0,83. 87К подписчиков.

№3 - ТВК (Красноярск). ER% 0,75. Аккаунт новый с ноября 2021 года. 22К подписчиков. 

Лидеры по лайкам: "360" (5,7К в среднем на пост), "Москва 24" (1,6К на пост), "Саратов 24" (1.2К на пост)

Лидеры по комментариям: "360" (165 комментариев в среднем на пост), "Саратов 24" (126) и "Москва 24" (121)

Лидеры по подписчикам: "360" (1 млн), ЧГТРК "Грозный" (991К) и "Москва 24" (376К)

(Источник: LiveDune эксклюзивно для тг-канала @n_e_w_media)

(Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в отдельном окне)

 * Facebook и Instagram признаны в РФ экстремистскими