Все "логично"...

13.01.2017 16:55
Сегодня, 13 января, Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании онлайн-кинотеатров. То, что документ примут, думаю, у большинства игроков рынка сомнения не вызывало, но вот то, как проект обсуждали — достойно отдельной заметки. 
 
Последний раз такое фееричное действие разыгрывалось 2,5 года назад, во время обсуждения знаменитых законопроектов Игоря Зотова о запрете рекламы на неэфирных каналах и временном возврате рекламы пива в телевизионный эфир. До обороны страны тогда не дошли, но в пользу того, что бедных наших сограждан надо оградить от невероятного потока рекламы, в частности, на платных каналах, говорили весьма душещипательно. Неважно, что по факту рекламы стало не только не меньше, но и больше, в том числе, на этих самых платных каналах. Кто считает?) Но ведь брались-то за правое дело!
 
Сегодня перед депутатами поставили на голосование не менее важный документ, буквально государственной важности. Чтобы подчеркнуть это, презентовавшие законопроект депутаты Андрей Луговой и Леонид Левин начали свои выступления с отсылок к недавнему посланию президента РФ. Луговой упомянул про информационную безопасность страны, Левин — про значимость цифровой экономики для России.
 
Логика этих упоминаний заключалась в следующем. Мол, капитализация крупнейшего американского аудиовизуального сервиса (читай — Netflix) на бирже составляет $50 млрд, в то время как объем всего российского рынка онлайн-видео насчитывает 8 млрд рублей. "Сравните — $50 млрд и 8 млрд рублей. А ведь пользователей — сотни тысяч. Таким образом, через аудиовизуальные сервисы можно влиять на умы наших граждан, в том числе формировать общественное мнение", — устрашал с трибуны Луговой.
 
Для тех, кто как и я, не уловил связи, Луговой в процессе дискуссии дал более внятное объяснение этой "логической" цепочке. "В аудиовизуальных сервисах существует вертикаль власти, вертикаль принятия решения. Сегодня мы разместим этот фильм, а завтра — эти фильмы, а вот эти — уберем. И вот в этих фильмах поставим такую рекламу, а в тех — другую. А реклама, как вы знаете, это двигатель не только экономического прогресса, но и принятия соответствующих политических решений", — со знанием дела заявил депутат.
 
После того, как с влиянием на общественное мнение разобрались, перешли к стратегической составляющей законопроекта. Тут слово дали Леониду Левину, главе комитета по информационной политике, обозначившему роль и значимость онлайн-кинотеатров для страны. 
 
"Совершенно очевидно, что к интернету нельзя относиться только как к развлекательному и познавательному пространству. Это стратегически важная для государства сфера, в технологическом, информационном и экономическом плане. Поэтому понятно желание авторов законопроекта в высшей степени серьезно оценивать игроков аудиовизуального рынка, — заявил он.— Аудиовизуальная продукция — это одна из важнейших составляющих формирования информационного потока, и логично, что предлагаемая авторами структура собственников, определяющих ее размещение, будет аналогична существующей в СМИ".
 
"У нас уже есть определение в законодательстве телевидения и печати как стратегически важного ресурса. Целесообразно, чтобы онлайн-кинотеатры с большой аудиторией также рассматривались правительством как стратегическая инвестиция", — добавил он.
 
Собственно, именно за счет стратегических инвестиций, возможно, кому-то из иностранных компаний удастся договориться с правительством о более мягких условиях работы на российском рынке. По крайней мере, это открыто дали понять и Луговой, и Левин. Они напомнили, что у нас действует правительственная комиссия по стратегическим инвестициям и закон об иностранных инвестициях, которые, теоретически, позволяют присутствовать на российском рынке компаниям с превышением допустимой нормы иностранного владения. В случае с онлайн-кинотеатрами, напомню, речь идет о доле в 20%.
 
Но присутствовавших на обсуждении депутатов больше волновало не это. Почти половину времени они потратили на дискуссию об обоснованности наличия пунктов законопроекта, запрещающих размещение предвыборной агитации и информации о кандидатах в аудиовизуальных ресурсах. Мол, явка на выборах и так низкая, и надо на это как-то влиять, а не ограничивать распространение сведений о кандидатах на определенных площадках.
 
На эту претензию у Лугового было несколько контраргументов. Первый — это все на пользу самих онлайн-кинотеатров. "Мы облегчаем работу аудиовизуальным сервисам. Потому что если дать им возможность соответствующим образом участвовать в избирательных кампаниях, тогда мы их должны будем приравнять к СМИ. И в этом случае — будьте любезны получать лицензию СМИ, но тогда точно весь рынок рухнет", — заявил депутат. 
 
На этом, наверное, можно было и остановиться, но в запале Луговой дошел до того, что через мелкие аудивизуальные сервисы (какие именно сервисы он таковыми считает — непонятно) могут вербовать в террористические организации, и что вообще давно надо приравнять все социальные сети к операторам связи, "для того, чтобы к ним были совсем другие требования".
 
Тут у меня уже случился когнитивный диссонанс, ведь буквально пару реплик назад Луговой говорил о том, что сервисы с преимущественно пользовательским контентом не должны попадать под регулирование аудиовизуальных сервисов.
 
В общем, не буду грузить остальными деталями обсуждения. Хочется лишь обратить внимание на то, что в ходе дискуссии проскочила фраза о возможности внесения изменений в законодательство о рекламе, в части размещения ее в интернете. 
 
Здравое зерно
Надо сказать, что далеко не все думцы повально поддерживали законопроект. Были и те, кто его ругал и говорил о коррупционной составляющей, о том, что очевидно законопроект лоббируется рядом российских компаний. Высказывалось мнение, что одним из интересантов проекта может быть АФК "Система", которая на сегодня занимается скупкой иностранных активов. 
 
Что принятие законопроекта в таком сыром виде может привести к злоупотреблению со стороны регулирования отрасли, к перераспределению сил на рынке. Что никакой угрозы информационной безопасности страны аудиовизуальные сервисы не несут, особенно, если Роскомнадзор будет осуществлять должный надзор и регулирование этой сферы. Что ограничения по части предвыборной агитации могут дать возможность властям манипулировать информацией и ограничивать сведения о тех или иных партиях.
 
Ну и взывали к здравому смыслу, что не стоит сравнивать влияние развлекательных сервисов, где представлен контент, отражающий режиссерское видение, с тем влиянием на общество и общественное мнение, которое оказывают СМИ.
 
Вишенка на торте
На днях депутата Андрея Лугового внесли в так называемый "список Магнитского". Казалось бы, какое отношение это имеет к законопроекту о регулировании онлайн-кинотеатров? Но Луговой нашел взаимосвязь и между этими событиями. "Должен напомнить, что мы не должны забывать о нашей информационной безопасности, особенно в свете событий, которые происходят, в том числе, и на фоне ухода одной американской администрации и прихода другой. Ваш покорный слуга на днях бы введен в "список Магнитского", в том числе, может быть, из-за причастности к такого рода законопроектам", - объяснил он.
 
В общем, с нетерпением ждем второго чтения. Правительство дало срок в 30 дней, чтобы ко второму чтению подготовить поправки к законопроекту. Так что все самое интересное еще впереди...

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"