Все найдется? Прогулка по операторским сайтам, дружелюбным и не очень

Писать в профессиональном издании длинную преамбулу о том, что сайт – "маркетинговый инструмент повышенной важности", нет смысла. Сейчас уже нет мало-мальски значимых операторов без сайта или обходящихся электронной визиткой. К операторскому сайту требования предъявляются менее строгие, чем, скажем, к глобальному онлайн-супермаркету, но все же основные из них четки и незыблемы: максимум информации для абонента, быстрота действия, логичность и одновременно простота навигации. Сайт телекоммуникационного оператора проектировать труднее, чем многие другие веб-представительства: нужно ориентироваться на максимально широкую аудиторию, от пионеров до пенсионеров. При этом существенная часть этой аудитории может находиться на низшей ступени компьютерной грамотности. Таким образом, для операторского сайта исключительно важны дружелюбность интерфейса и заметность наиболее востребованных разделов.

Для подготовки этого мини-обзора мы обошли десяток сайтов заметных игроков рынка платного ТВ и ШПД. В выборке нет научного подхода, взяты были сайты нескольких федеральных операторов и заметных региональных игроков. Принципиально не рассматривались сайты МТС, Мегафона и Билайна. Корпоративные порталы большой операторской тройки развивались дольше всех, изначально были заточены под мобильного абонента и обладают рядом индивидуальных преимуществ и родовых болезней. Также принципиально не рассматривались сайты в стиле "назад в 90-е" или состоящие из одного личного кабинета. Такие еще встречаются у региональных операторов, но оттачивать на них острословие мы не посчитали нужным.

Сразу оговоримся: важнейший раздел – личные кабинеты – мы оценивать даже не пытались. Не становясь хотя бы временно платящим абонентом оператора, невозможно сказать, насколько удобно устроены кабинет, платежные механизмы и системы оперативной связи с клиентом. На каждом операторском сайте мы решали несколько задач, оценивая скорость их решения.

 Установить, обслуживает ли оператор конкретный адрес.

 Найти полный список тарифов, понять систему пакетов услуг.

 Оценить раздел "Помощь" (FAQ) с точки зрения полноты охвата и удобства навигации.

 Найти список телеканалов (скорость, удобство навигации по списку, удобство поиска конкретного канала).

 И последний – наш профессиональный интерес: продвигает ли оператор на сайте телеконтент (программа, анонсы, расширенные новости о новых каналах).

Результаты навигации, разбитые по операторам, мы постарались представить максимально компактно, снабдив одной лишь дополнительной субъективной оценкой: удобочитаемость сайта.

Ростелеком

Умеренного размера контрастные шрифты на белом фоне – это лучшее, что может предложить абоненту информативный сайт, разбиение на блоки и рубрикация у Ростелекома тоже не вызывают нареканий. Где проверить, доступны ли интернет и кабельное ТВ по конкретному адресу, навскидку найти не удалось. Впрочем, именно этот оператор может исходить из того, что в Москве возможность подключения к нему есть решительно везде.

Тарифы начинаются на заглавной странице с хорошо заметными ценами и ссылками на списки телеканалов. Списки телеканалов внятно представлены, контекстный поиск по названиям отлично работает. Изобилие тарифов и услуг велико, но критерии выбора в целом считываются. Может быть, не хватает какой-то плашки "для бабушек": популярного у лиц старшего возраста тарифного плана с традиционным ТВ.

Раздел "Помощь" организован логично, к нему прикручен модный контекстный поиск вопросов (правда, чтобы это четко работало, нужны более интеллектуальные поисковые механизмы). Новостной раздел лаконичен: отключения каналов, подключения, изменения в тарифах и т.п. Анонсов телепрограмм, самой телепрограммы по пакетам и вообще заметного упора не телеконтент на сайте оператора не обнаружено.

"Дом.Ру" ("Эр-Телеком")

Местами на сайте мелковат шрифт при стандартном разрешении, но в целом удобочитаемость на высоте. Проверка адреса подключения во втором экране – это большой плюс. Тарифы на "морде" сайта представлены, но в случае со столицей получается кривовато: при переходе по ссылке "Все тарифы" геофильтр с установкой "Москва" выдает обескураживающее "Таких тарифов не нашлось". Раздел FAQ весьма содержательный, практически всеобъемлющий, но он только ветвится по разделам, поиска нет.

Список каналов есть в выпадающем меню, но нужно приглядеться, чтобы его не пропустить, а при навигации по тарифам на этот список уже не выйти. Сама таблица каналов представлена внятно, поиск работает, хорошо акцентирована ссылка на подключение соответствующего пакета при поиске конкретного канала. 

Телепрограмма есть в виде отдельного раздела, представленного в заглавном меню, а в новостях, кроме операторских важностей, много телеанонсов. Но нет выносов анонсов на заглавной или иных страницах сайта (даже в телепрограмме). Увидеть их можно, только перейдя по ссылке "Новости" из подвала, то есть специально поискав.

"Уфанет" (Башкортостан)

Хорошо читаемый сайт с блочной структурой представляет на заглавной странице все основные услуги оператора компактно, но заметно. Правда, пробить адрес онлайн не получится, только через оформление заявки (если не считать карты районов подключений в разделе "Частный дом"). До списка каналов добраться можно в два клика, но поиск конкретного канала возможен только средствами браузера при открытом списке. И не очень правильно "прятать" дополнительные пакеты под кнопки. В разделе "Инструкции" много всякой полезной информации, но путь к нему неочевиден. Зато в разделе "Телевидение" сразу открывается полезный мини-FAQ. Телепрограмму, а также какие бы то ни было анонсы каналов и телепередач мы на сайте оператора не обнаружили.

"Интерсвязь"  (Челябинск)

У уральского оператора в качестве заглавного мы решили использовать челябинский сайт, по месту нахождения штаб-квартиры. Операторский сайт достаточно лаконичный и вполне читаемый. Тарифы в понятной форме представлены сразу на входе, странно только работает клик по тарифу: вместо входа на подробную страницу – легкий сброс вниз к форме заявки. Адрес заранее пробить у нас не получилось. Раздел "Вопросы и ответы" информацией насыщен, но поиском не снабжен и не сказать чтобы удобно организован.

Список каналов в разделе "Телевидение" представлен, но мелковата ссылка, – дополнительные пакеты более заметны, чем переход на список основного. Поиска по названию канала не обнаружилось. Телепрограмма формально заявлена, но она у нас не заработала ни в одном браузере. Анонсирование телепрограмм и публикация новостей, связанных с каналами из операторского пакета, на сайте не практикуются.

"Подряд" (Владивосток)

С удобочитаемостью снова все в порядке, тарифные предложения понятно оформлены и представлены на заглавной странице. Адрес пробить нельзя, но кроме быстрой заявки есть возможность заказать обратный звонок. Раздел "Поддержка" хорошо организован, самые востребованные темы содержат не только описания настроек, но и скрины и даже видеоинструкции. Правда, контекстный поиск к разделу не прикручен.

Обновляемая телепрограмма представлена и хорошо сверстана, а список каналов очень грамотно структурирован (хотя контекстного поиска конкретного канала нет). В новостном разделе телеканалы практически не представлены, и анонсы телепрограмм не кажутся оператору уместными на сайте.

"Акадо" (Москва)

Хорошая верстка, грамотная блокировка информации и возможность проверки адреса подключения на первой странице – это просто замечательно. Также на заглавной странице представлены популярные тарифы в понятной форме и симпатичный подборщик тарифов с тремя "бегунками". Раздел "Вопросы и ответы" выстроен обычно, без изысков, а раздел "Устранение неисправностей" и вовсе предлагает скачать брошюру в pdf. Поиска, как водится, нет.

В первом приближении показалось, что списки каналов открываются лишь в отдельных окошечках при клике на мелкий шрифт в описании тарифа. Но потом нашелся аж целый большущий раздел "Телегид", жаль, что он не очень акцентирован на заглавной странице, он того стоит. В "Телегиде" и полный список каналов (что удобно с номерами кнопок) есть, и поиск отличный, и отдельная телепрограмма, прекрасно организованная и тоже с поиском, и множество анонсов, в том числе в спецразделе "Советуем посмотреть". Там же раздел "Сейчас в эфире" и ссылки на пакеты каналов, в которых все это великолепие можно посмотреть. В общем, именины сердца.

"Метросеть" (Нижневартовск)

Сайт встретил нас надписью во весь экран "Мы против серых тарифов". Мы, пожалуй, тоже против, но это не самое главное, что хотелось бы видеть на операторской странице. При нажатии на "Подробнее" сразу получаешь массу интересного: фото задумчивого мужчины, описание преимуществ "не серых" тарифов перед "серыми" и где-то в самом подвале непосредственно тариф. С удобочитаемостью на этом сайте средненько: много белого текста на темном и пестром фоне, летающие картинки, обилие неинформативной графики. Список каналов находится не сразу, зато к нему прикручен поиск, это большой плюс.

Сервисный раздел организован так, что с большой долей вероятности абоненты, столкнувшиеся с какой-то проблемой, пусть даже и типовой, будут вынуждены звонить в поддержку. Телеканалы в новостях не представлены, за исключением объявлений об изменениях в пакетах, и анонсирование телепрограмм не предполагается.

Goodline (Кемерово)

Сайт кузбасского оператора выглядит опрятно и лаконично. Пробить адрес на предмет подключения на сайте можно, но нужно проявить внимательность, чтобы найти эту ссылку в подвальном меню. Все тарифы находятся, но надо скакать по разделам и, как правило, листать до подвала, чтобы увидеть искомую стоимость. Странноватая идея ставить анонсы пакетов на плашки-кнопки, которые выделяются при наведении курсора, но некликабельны, – постоянное ощущение, что что-то сломалось или вам недосказали нечто важное. Списки телеканалов доступны по текстовой ссылке в анонсе тарифа, они распределены по тематическим группам, но открываются только во всплывающих окнах, что исключает возможность пользоваться поиском браузера, а собственного поиска у списка нет. Из help-разделов обнаружилась лишь подробная инструкция по настройке телевизора, но заявлен некий "удаленный помощник" в личном кабинете абонента. Телепрограммы сайт не анонсирует, новостям каналов места тоже не нашлось.

"Ореол" (Гатчина, Ленинградская область)

Сам сайт оператора из Ленинградской области выглядит несколько старомодно и не совсем аккуратно сверстан, зато сразу видно, что контенту телеканалов здесь придают большое значение. В первом же экране два блока с полосами прокрутки: "Сейчас на каналах" и "Скоро на каналах". Во втором экране заметная плашка со скрином, анонсирующая конкретные телепрограммы, и очевидно, что работа с анонсами ведется регулярная. Телепрограмма – отдельный раздел с кучей подразделов, но тут создатели сайта то ли перемудрили, то ли столкнулись с недостатками движка: пользоваться этой штукой не очень удобно.

Списки телеканалов внятно представлены в описании пакетов, но сама тарифная информация плохо считывается, все из-за тех же досадных проблем с версткой (много текста без воздуха и логического выделения важных информационных блоков). Та же проблема портит впечатление и от справочного раздела, в целом классически организованного.

"Телетайм" (Кореновск)

Во-первых, это красиво! Сайт нетипового дизайна выделяется на общем фоне, но остается вопрос: нужна ли нетривиальность оформления операторской странице? Меню в виде стилизованных спутниковых тарелок – это мило, но зачем они разного размера и самая большая отдана разделу "О компании"? На небольшой заглавной странице есть много графики, но практически никакой информации. Впрочем, заявка на подключение и перечень тарифных планов находятся легко и по одному клику. А вот список предлагаемых в пакетах телеканалов не находится вовсе. Как водится, нет телепрограммы и каких-либо телевизионных анонсов.

"Ланта" (Тамбов)

Заглавная страница лаконична, но базовое меню содержит акции, хорошо акцентированные два главных тарифа и форму оплаты. Тарифы прописаны внятно, а вот список каналов нужно искать отдельно в разделе "Каналы", снова выбирая тариф, что неудобно. Причем при нажатии нескольких кнопок выпадает простыня с логотипами. Да, там есть текстовые описания при наведении, но поиск интересующего канала можно проводить только визуальный (если знаешь, как именно выглядит его логотип). FAQ организован классически, дробление по разделам удобное. с версткой все в порядке, но поиск к разделу поддержки не прикручен. Телеанонсы на сайте не используются, а в новостном разделе каналы появляются лишь при объявлении пакетных изменений.

Выводы

Несколько выводов по итогам навигации. Еще лет семь назад, изучая операторские страницы, можно было писать километровые разгромные тексты. Сейчас соответствующий обзор выглядит скучновато, поскольку компаниями проделана большая работа по приведению в порядок большинства операторских веб-представительств. Кое-какие родовые болезни еще сказываются: лишние простыни текста там, где достаточно одной фразы и двух цифр, местами замороченная система рубрикации, чрезмерное ветвление меню и отсутствие важных выносов на заглавных страницах, часто отсутствие дат у новостей и анонсов, а в половине случаев отсутствие новостей как таковых.

Не всегда сайты исполняют свою главную функцию: чтобы абонент, пришедший сюда, смог найти все, что избавит его (и оператора) от телефонной беседы или, хуже того, похода в офис. То же отсутствие полноценных контекстных поисков, к примеру, это скорее недосмотр, чем какая-то особая экономия в проектировании сайта. В сфере услуг интеллектуальные поисковые механизмы с подсказками становятся правилом хорошего тона, к ним граждан даже "Госуслуги" приучают.

Очевидно, что телеканалы перестают занимать центральное место на операторских сайтах, а быть может, и в операторских сердцах. Наполнение телеэфира не является частью системы продвижения операторских услуг, и вопросы, справедливо ли это и закономерно ли, остаются открытыми. Ведь нельзя сказать, чтобы онлайн-кинотеатры заняли на сайтах место линейных каналов – анонсированию OTT-новинок также не уделяется практически никакого внимания.