В.Субботин: "На 2017 год мы запланировали 40 проверок операторов связи"

10.02.2017 15:43
Кабельщик: В последний год или два много говорили о снижении административной нагрузки на бизнес. В чем это проявляется в отношении кабельных и спутниковых операторов связи?
 
Вадим Субботин: Отвечая на подобные вопросы, я всегда привожу в пример статистику, которая, по моему мнению, наиболее ярко характеризует результаты, достигнутые в этом направлении.
 
В сравнении с 2013 годом в целом число плановых проверок во взаимодействии с проверяемыми лицами в 2016 году сократилось в 8 раз. Конкретно в отношении кабельных и спутниковых операторов связи число плановых проверок сократилось в 10 раз. На 2017 год Роскомнадзором запланировано проведение 40 проверок кабельных операторов связи, против 408 в 2013 году.
 
К.: А что насчет риск-ориентированного подхода, который планируют начать применять в сфере связи с 2017 года? В чем он выразится для кабельных операторов?
 
В. Субботин: Риск-ориентированный подход — это инструмент проводимой в России административной реформы, которая выполняется по поручению президента Российской Федерации и нацелена на снижение нагрузки на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов государственной власти.
 
Надо полагать, что внедрение в 2017 году риск-ориентированного подхода приведет к дальнейшему сокращению числа проводимых плановых проверок во взаимодействии, созданию более комфортабельных условий для ведения бизнеса для добросовестных участников, деятельность которых не сопряжена с возникновением рисков причинения серьезных негативных последствий при возможном несоблюдении обязательных требований.
 
К.: Озвучьте, пожалуйста, статистику по результатам проверок телеканалов и операторов в 2016 году. Какие проблемные точки встречались чаще всего? Какие рекомендации Роскомнадзор может дать телеканалам и кабельным операторам по результатами данных проверок?
 
В. Субботин: Проверки в понимании федерального закона № 294 в отношении телеканалов Роскомнадзором не проводятся. Что касается средств массовой информации, в их отношении в 2016 году мы провели 11 тыс. мероприятий государственного контроля и надзора без взаимодействия с проверяемыми лицами (в соответствии со статьей 56 закона РФ "О средствах массовой информации").
 
При проведении таких мероприятий мы фактически вступаем во взаимодействие только в случае выявления нарушений действующего законодательства Российской Федерации.
 
Такая форма контроля также является приоритетной для лицензиатов-вещателей. В 2016 году более 90% всех контрольно-надзорных мероприятий проведено без взаимодействия.
 
Отвечая на вопрос по поводу наиболее распространенных нарушений, могу сказать, что сейчас чаще всего мы выявляем нарушения программной направленности, нарушения порядка объявления выходных данных, непредставление обязательного экземпляра документов, неосуществление вещания с даты начала вещания по лицензии, а также на всей заявленной территории вещания.
 
Существует мнение отдельных региональных лицензиатов-вещателей, что платить штрафы за непредставление обязательного экземпляра документов с экономической точки зрения выгоднее, чем обеспечить направление экземпляров продукции получателям. В 2017 году мы будем искать подход к таким игрокам рынка в целях выполнения ими требований действующего законодательства Российской Федерации.
 
Касательно нарушений программной направленности, неосуществления вещания с даты начала вещания по лицензии, а также на всей заявленной территории вещания могу посоветовать вовремя переоформлять лицензии, чтобы приводить свою деятельность в соответствие с законодательством.
 
Вообще Роскомнадзор ведет активную консультативную работу, нацеленную на предупреждение нарушений, их профилактику. В 2016 году, например, через свои территориальные органы мы развернули информационную кампанию для региональных средств массовой информации и лицензиатов-вещателей, дающую разъяснения по наиболее часто встречающимся нарушениям законодательства РФ. В прошлом году мы привлекли к этой кампании до 80% подконтрольных лиц, в 2017-м же намерены довести этот показатель до 100%.
 
В результате проводимой профилактической работы в 2016 году число допускаемых нарушений по сравнению с 2015-м сократилось на 22% и составляет 13 805 (по результатам всех видов контрольно-надзорных мероприятий в отношении СМИ и лицензиатов-вещателей).
 
К.: Коль скоро мы заговорили о региональных СМИ... Со стороны вещателей и НАТ не утихают разговоры о возможности договориться о создании отдельного мультиплекса для региональных вещателей. Так смогут ли они претендовать на эфир или региональным каналам нужно рассчитывать только на "21-ю кнопку"?
 
В. Субботин: Что касается развития в нашей стране цифрового вещания, могу сказать, что формирование предложений в этой области — прерогатива специально созданной правительственной комиссии, к полномочиям которой и относится определение приоритетов в реализации основных направлений развития отечественного телевизионного вещания. Поверьте, все не так однозначно и, очевидно, зависит как от текущих финансово-экономических условий в отрасли, так и от ограничений и дальнейших перспектив использования частотного ресурса.
 
На сегодняшний день государство предприняло очень важный для поддержки регионального телевидения шаг, приняв федеральный закон № 280, в соответствии с которым региональные обязательные общедоступные телеканалы, выбранные для вещания на "21-й кнопке", будут распространяться во всех кабельных сетях субъектов Российской Федерации.
 
Такие каналы будут выбираться в каждом регионе нашей страны из числа телеканалов, продукция которых содержит не менее 75% телепрограмм национального производства и транслируемых на территории проживания не менее 50% населения субъекта РФ.
 
Статус обязательных общедоступных телеканалов субъектов РФ планируется присвоить одновременно всем отобранным телеканалам не позднее марта 2017 года. Но повторю, они будут обязательными для распространения только в сетях кабельного телевидения на территории своего региона.
 
К.: Как известно, в Крыму и Севастополе работают не два, а три мультиплекса цифрового эфирного вещания. Есть ли в принципе необходимость в содержании третьего мультиплекса на этих территориях?
 
В. Субботин: Что касается цифрового вещания на территории Крымского полуострова, то так называемый третий мультиплекс здесь сложился исторически, будучи еще в рамках другого государства, и его содержание направлено на поддержание обеспечения услугами цифрового наземного эфирного вещания населения на данной территории.
 
К.: Многие вещатели, да и сам Роскомнадзор неоднократно говорили о необходимости законодательного регулирования онлайн вещания телеканалов в интернете. Что вы думаете на этот счет? И идут ли на уровне регуляторов и игроков рынка какие-то обсуждения по данному вопросу?
 
В. Субботин: В целом деятельность сайтов в сети интернет, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, регулируется нормами закона РФ "О средствах массовой информации", в частности положениями статьи 8. К интернет-ресурсам, не зарегистрированным в качестве СМИ, применяются положения федерального закона № 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в том числе положения, касающиеся ограничения доступа к сайтам в сети интернет.
 
Вместе с тем лицензирование непосредственно телерадиовещания в сети интернет действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому сейчас распространение телеканалов в интернете осуществляется в основном на договорной основе с контент-агрегаторами (платформы мобильного и интернет-вещания и тому подобные).
 
Нам известно, что Медиакоммуникационный союз (МКС) подготовил предложения по изменению действующего законодательства в данной сфере. Роскомнадзор внимательно следит за ходом обсуждения этой темы.
 
К.: Недавно на рынке большой резонанс вызвала история с отключением каналов Discovery с платформы "Триколор ТВ". С учетом того, что в конечном счете от этого страдают абоненты, может ли Роскомнадзор как-то повлиять на сложившуюся ситуацию?
 
В. Субботин: Во-первых, ситуация с исчезновением телеканалов Discovery из пакета телеканалов, распространяемых спутниковым оператором НАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ"), находится в плоскости гражданско-правовых отношений между двумя хозяйствующими субъектами. К сожалению, в данном споре страдают в итоге абоненты. НАО "Национальная спутниковая компания", конечно же, является крупным вещателем платных телеканалов, по некоторым данным, занимает треть рынка платного спутникового телевидения, но все-таки на рынке сейчас представлено много других кабельных операторов и спутниковых вещателей, пакеты телеканалов которых могут содержать интересующие абонентов телеканалы.
 
Во-вторых, телевещание должно осуществляться в соответствии с лицензией на вещание, проверка соблюдения которой как раз и относится к полномочиям Роскомнадзора. В случае отсутствия в лицензии на вещание какого-либо телеканала прекращение вещания данного телеканала, по сути, является приведением своей деятельности в соответствие лицензионным требованиям. В случае со спутниковым вещанием включение в пакет новых телеканалов осуществляется строго на основании переоформления лицензии на вещание при положительном решении федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.
 
К.: Хотелось бы немного поговорить об антипиратском законодательстве. У нас почти четыре года как действует антипиратское законодательство, но только спустя два года работы им впервые воспользовался один из крупнейших иностранных правообладателей — Warner Bros. Entertainment. Повысилась ли активность российских и иностранных правообладателей в отношении поиска и блокировки пиратского контента за последний год? Или они находятся в ожидании более эффективных инструментов для борьбы с пиратством, например принятия поправок, которые позволят блокировать "зеркала"?
 
В. Субботин: Предлагаю вновь обратиться к статистике, которая говорит сама за себя. Если в 2015 году Мосгорсуд принял 389 определений о принятии обеспечительных мер защиты авторских прав в рамках работы по так называемому антипиратскому закону (федеральный закон № 187), то в 2016 году их стало уже более 760. Рост числа обращений (заявлений) правообладателей в Роскомнадзор еще заметнее: в 2015-м таких заявлений поступило 410, а в 2016 году — 1975, то есть почти в 5 раз больше. Наглядно показывает популярность закона число записей, внесенных в реестр нарушителей авторских прав: в 2015 году — 6857, в 2016-м — свыше 26 500.
 
Иными словами, правообладатели активно пользуются антипиратскими механизмами. Причем зарубежные правообладатели также заинтересованы в сотрудничестве. Среди наиболее крупных компаний могу назвать Warner Bros., Sony Music и Universal Music, работа с которыми началась с середины 2015 года. Отдельно хочу отметить, что в июне 2016-го в рамках Петербургского международного экономического форума Роскомнадзором было подписано соглашение о сотрудничестве с Американской ассоциацией кинокомпаний (англ. Motion Picture Association of America, MPAA), в которую, в том числе, входит и Warner Bros.
 
Несмотря на эффективность закона, мы тем не менее не останавливаемся на достигнутом. Существует целый ряд проблем, требующих решения.
 
На текущий момент наиболее острыми проблемами являются уход из-под блокировок владельцами пиратских сайтов путем создания и продвижения новых доменных имен с тем же контентом ("вэб-зеркала"), а также наличие пиратских сайтов на первых позициях в выдаче поисковых систем.
 
Для решения обозначенных проблем в конце 2015 года по предложениям правообладателей в Роскомнадзоре была создана рабочая группа. Результатом деятельности данной рабочей группы стал проект федерального закона, который в марте 2016 года был направлен для согласования в Минкомсвязи России. Документ вводит в правовое поле понятие "производный сайт" ("зеркало") и предусматривает ускоренный механизм блокировки таких сайтов на основании судебного приказа. Законопроект также устанавливает обязанность для операторов поисковых систем исключать из поисковой выдачи ресурсы, заблокированные на постоянной основе (за неоднократные нарушения).
 
В настоящий момент законопроект проходит установленную процедуру согласования.
 
К.: Раз уж мы затронули статистику, не могли бы вы поделиться цифрами — сколько нелегальных ресурсов было заблокировано Мосгорсудом в 2016 году? В отношении какого числа и какого контента (фильмы, сериалы, трансляции телеканалов) были приняты обеспечительные меры?
 
В. Субботин: В 2016 году нам из Мосгорсуда поступило 767 определений о принятии обеспечительных мер, из которых 291 касалось фильмов, 84 — музыкальных произведений и 71 — сообщений в эфир радио- и телепередач. На текущий момент доступ ограничивается к 1103 уникальным ресурсам.
 
Следует отметить, что с 2016 года среди правообладателей набирает популярность такая мера воздействия на нарушителей как постоянное ограничение доступа (предусмотрена статьей 15.6 федерального закона № 149-ФЗ). Так, на основании решений суда о "вечной" блокировке на постоянной основе ограничивается доступ к 91 ресурсу.
 
К.: Все больше компаний приходит к выводу, что с пиратскими сайтами эффективнее не воевать, а сотрудничать. Так делает, например, "Первый канал" — зачастую он требует не заблокировать контент, а заменить пиратский контент на легальный путем встраивания официального плеера на сайт. Считаете ли вы такой метод эффективным? Или с пиратами лучше решать вопросы более жестко?
 
В. Субботин: С одной стороны, легализация контента — позитивный процесс, потому что правообладатели в таком случае имеют возможность получать доход от просмотров на сторонних сайтах. С другой стороны, это лазейка для несоблюдения закона.
 
Во-первых, меняя часть плееров на легальные, пираты продолжают подавляющую часть контента распространять без разрешения правообладателей. Во-вторых, как показывает практика, встраивание легальных источников зачастую используется, чтобы избежать судебного разбирательства или блокировки. Впоследствии администрация сайтов возвращает пиратские плееры, поскольку они приносят гораздо больший доход.
 
Иными словами, предоставление партнерских программ для пиратов видится нам как путь наименьшего сопротивления. Такой метод может оказаться эффективным на короткой дистанции в отношении конкретных единичных объектов авторских прав, но в целом он не сможет способствовать эффективной легализации всего массива пиратских ресурсов.
 
К.: Каковы основные направления и задачи в работе Роскомнадзора на 2017 год (по части регулирования и надзорной деятельности в сфере платного телевидения и OTT сервисов)?
 
В. Субботин: Рынок онлайн кинотеатров в России активно развивается, набирает популярность. Не так давно, как я уже отметил ранее, Медиакоммуникационный союз подготовил проект закона, предусматривающий госрегулирование деятельности ОТТ сервисов.
 
В целом Роскомнадзор поддерживает позицию МКС о необходимости регулирования рынка онлайн кинотеатров, в первую очередь в части установления единых условий и равных возможностей для игроков рынка.
 
Что касается платного телевидения, распространяемого посредством кабельных и спутниковых сетей, то, безусловно, мы планируем продолжить практику снижения административной нагрузки на субъекты рынка платного телевидения, переходя по большей части к контрольным мероприятиям, проводимым без взаимодействия, а также постоянному мониторингу на предмет нарушения обязательных и лицензионных требований в сфере вещания.
 
К.: Спасибо!