Юридическая консультация: как крупный бизнес может использовать самозанятых

Практически каждый оператор платного ТВ, помимо постоянного штата имеет некоторое (а иногда внушительное) количество внештатных помощников – агентов, техников, специалистов на телефоне и установщиков оборудования для приема спутникового ТВ и интернета. Их оформление – головная боль для многих руководителей и юристов. Хорошая новость состоит в том, что недавние изменения в налоговом законодательстве открыли для операторов интересную возможность оформления отношений со всеми этими людьми. О концепции юридического оформления партнерской сети рассказал руководитель управления по работе с государственными органами "НТВ-ПЛЮС" Сергей Качков

Самозанятые – кто они? 

Еще в 2020 году работодатели познакомились с новым режимом налогообложения, так называемым налогом на профессиональный доход или налогом на самозанятость. Фактически он действовал с 2019 года, но в тестовом режиме и только в трех регионах – в Москве, Московской области и Татарстане. Эксперимент был признан удачным, и с июля 2020 года его действие было расширено на остальные регионы России. 

Налог на профессиональный доход (режим налогообложения – самозанятые) это практически лучшее предложение, которое сделала налоговая служба малому бизнесу за все время ее работы. Хотя многочисленные попытки вывести налоги из тени предпринимались постоянно – и это понятно, это, по сути, главная задача налоговой службы – но в этот раз попытка была действительно успешной. Причем это история win-win – от нее выигрывают обе стороны: она по понятным причинам интересна и налоговой службе, и налогоплательщикам, которые, наконец, получили ту схему взаимоотношений с государством, которую давно ждали. 

Как результат – налоговая служба отчиталась, что на первый квартал этого года у нас зарегистрировано по всей России уже два миллиона триста тысяч самозанятых, подключено более пятидесяти партнерских площадок. Согласно тем же данным налоговой службы, через эту систему ежедневно проходит доходов на миллиард рублей доходов, за весь срок работы системы через нее проведено (т.е. задекларировано самозанятыми пользователями, налогоплательщиками) 320 миллиардов рублей, в бюджет Российской Федерации поступило налогов на восемь миллиардов рублей. Причем 80% зарегистрировавшихся самозанятых ранее "не имели предпринимательского дохода" (то есть, они были где-то "в тени"), и 40% не имели дохода в год, предшествующий их регистрации. Как мы понимаем, для государства это тоже очень важный показатель. 

Также в налоговой отмечают, что средний возраст самозанятых находится между 30 и 40 годами, то есть, эту систему активно используют достаточно молодые люди. Молодежь больше использует ее в сфере IT, а старшее поколение – для сдачи квартир в аренду.  

Как все это касается операторов? 

Наши задачи очевидны и понятны: это подключение новых абонентов и продажа дополнительных услуг действующим абонентам. Для нас жизненно важно иметь возможность предложить потребителю качественный продукт за разумные деньги, причем так, чтобы получить этот продукт было максимально просто. 

И вот на пересечении наших задач и целей налоговой службы появилась программа для установщиков, которые зарегистрированы в качестве самозанятых.  

    

Как это работает у нас? 

Любой спутниковый оператор хотел бы подключать абонентов везде и всегда, однако крайне сложно организовать систему таким образом, чтобы в каждом населенном пункте, в каждом садовом товариществе находился бы собственный установщик, который мог бы подключать абонентов. Это невозможно в принципе – технически, юридически и финансово. Однако мы придумали, как с помощью этой новой налоговой системы использовать ресурсы тех людей, которые хотят либо работать, либо подрабатывать, используя свои знания и возможности. 

Представьте себе, что некий абстрактный человек хочет получить качественное по сигналу и количеству каналов телевидение в доме. Или, может, он даже не знает, что хочет, но вы готовы ему что-то предложить. Вы в таком случае устанавливаете себе в смартфон партнерское приложение, которое рекомендует "НТВ-Плюс", а у многих оно уже установлено – это "Сбербанк Онлайн" – в нем есть раздел "Своё дело". 

Вы подключаете человека к услуге, отчитываетесь перед нами в очень простой форме на сайте о том, что подключили нового абонента, указываете его номер договора. Мы, в свою очередь, видим по биллингу, что это действительно произошло, начисляем вам вознаграждение – и вы его можете вывести в любой момент. 

Получая от нас платеж, вы одновременно получаете от налоговой службы уведомление о необходимости уплатить определенную сумму налога по утвержденным ставкам, и платите. А нам поступает от Сбербанка доказательство того, что деньги вам поступили и, следовательно, мы понимаем, что налог вам начислен. 

Внешний вид личного кабинета

Кликните на картинку, чтобы увеличить ее
 
 

Почему для вас важно знать, что этот налог был выплачен? Это контрольная величина, которая показывает, что мы ни в коем случае не обманываем государство. Мы социально ответственная компания, хотим понимать, что нас не используют, чтобы обмануть государство. Не хотим принимать участие ни в каких схемах, ни прямо, ни косвенно, категорически отказываемся от нарушения законодательства Российской Федерации. 

Это приложение представляет собой некую собственную открытую бухгалтерию, связанную с государством. Более того, если раньше предприниматели часто переживали, не нарушают ли они закон о контрольно-кассовых машинах, все ли документы передают, встали ли они на учет в пенсионный фонд – здесь ничего этого нет, и при этом все просто и легально. То есть, вы можете не возить с собой контрольно-кассовый аппарат или бланки строгой отчетности, вы можете не сидеть в очереди в налоговую или какие-то иные фонды – одно приложение для связи со всеми госорганами. 

Сколько установщики получают за свою работу? 

За подключение нового абонента мы платим от 1200 рублей, а начиная с одиннадцатого "подключенца" эта сумма увеличивается до 1500 рублей. При этом мы сознательно ушли от системы бонусов – мы везде указываем рубли и выдаем только рубли, никаких виртуальных начислений, это совершенно реальные и легальные деньги. Просто мы понимаем, что никто не готов работать ради каких-то малопонятных бонусов, которые приходится потом как-то обналичивать. Тут все просто: сделал – получи. 

Единственное, что мы установили минимальный порог для выплат – 5000 рублей, чтобы избежать многочисленных "спамовых" транзакций. Впрочем, мы и не слышали какого-то недовольства от установщиков по этому поводу. При этом есть такая штука, как приветственный бонус – это 1500 рублей. А вообще мы оплачиваем установку, оплачиваем дополнительные пакеты, которые поставлены абонентом, оплачиваем продление пакетов. Суммы зачастую получаются достаточно солидные, и вся эта новая схема получила очень хороший отклик из регионов. 

Фрагмент официального регламента выплат установщикам "НТВ ПЛЮС"

  

Контроль работы установщиков 

Нужно понимать, что это не сотрудники, мы их никак не контролируем. Мы не знаем, в какое время они подключают – днем или ночью. Мы порой о них почти ничего не знаем, кроме фамилии, имени и каких-то базовых данных. Но мы и не выплачиваем никаких социальных выплат, мы не несем ответственности за их отпуск, желание или нежелание работать, мы можем только установить денежную мотивацию за привлечение нового абонента. С нашей точки зрения, это не просто рабочие отношения – это партнерство. И у нас есть самозанятые, которые очень активно работают, и мы это видим по солидным суммам, которые мы им начисляем. 

Установщиков привлекает низкая ставка налога – это 6% с тех сумм, которые мы им выплачиваем, и 4% с тех сумм, которые им выплачивают физические лица – ставки практически уникальные. У многих раньше была шестипроцентная ставка на "упрощенке", но такого, чтобы, получая доход от физических лиц облагать его по ставке 4% – это нечто уникальное для российского рынка. 

Помимо прочего, государство предоставило участникам программы еще один бонус: для входа первые десять тысяч рублей облагаются по пониженной ставке, на 1% ниже. Также в прошлом году был "ковидный" бонус, в размере МРОТ. 

Но самое главное – нет отчетности. Раньше мы работали с нашими установщиками через ООО или ИП, оформляли с нами некий договор. Каждая новая акция, какое-то изменение оформлялось дополнительными соглашениями и отчетными документами, которые надо было пересылать туда-сюда, и не все были готовы переходить на электронный документооборот. Здесь ничего этого нет, только наш сайт для сведений о подключениях, для всего остального – приложение и телефон колл-центра. (Разумеется, у нас есть специальный колл-центр, который помогает установщикам в их работе по реализации данного проекта). 

Так что самый главный плюс, по моему мнению, даже не налоговая ставка, а именно простота и возможность минимизации бумажной работы. И, надо сказать, за последние три месяца прирост работающих с нами самозанятых составил 47%, а доля самозанятых в новых подключениях достигла 16%. 

Минусы системы 

Конечно, система имеет не только плюсы, но и минусы – она подходит не для всех. Для нас она подошла практически идеально, потому что вписалась в наши задачи. При этом система позволяет отражать доходы на сумму не более 2 млн 400 тысяч рублей в год – это 200 тысяч в месяц. И все, что выше, она уже не позволяет использовать, хотя обычно мы вписываемся в эти рамки с существующим уровнем новых подключений к спутниковому телевидению. 

• Далее, у самозанятых не должно быть никакого персонала – они не могут никого нанять на работу. Однако они могут приобрести какие-то услуги по гражданско-правовому договору. 

• Нет возможности проводить через эту систему перепродажу товара. То есть, нельзя купить ресивер и продать его потребителю, а доход от операции проводить через систему самозанятых, она не для купли-продажи – в правилах это четко обозначено. 

• Нельзя продавать подакцизные товары. При этом можно заниматься продажей товаров собственного производства. 

• Невозможно учесть расходы. Бензин, время, покупка материалов, кабеля, расходы на воду – невозможно все это учесть, система этого не подразумевает. 

• Есть монополия на бывших сотрудников. Чтобы избежать фрода, естественного в данной ситуации, налоговая служба прямо указала на мораторий в течение двух лет для бывших сотрудников в отношении доходов, получаемых от этой компании. 

Конечно, нельзя проводить какие-то обманные мероприятия, скрывающие какие-то доходы, то есть, нельзя создавать налоговую выгоду, ничего не меняя, переходить с более высокооблагаемых налоговых схем на низкооблагаемые (в законе это четко не прописано, но есть постановление о налоговой выгоде). 

Не только Сбер 

Но сейчас есть уже более пятидесяти приложений, которые так или иначе реализуют эту же самую схему, на которую иногда накручивают собственные бонусы. К примеру, Сбер предоставляет самозанятым дополнительно три бесплатных консультации юриста, цифровую карту, бланки документов, которые, возможно, понадобится оформить и конструктор сайтов для развития своего дела. Проводя деньги через собственную систему, банк видит оборот и может под него предоставить кредит. 

Но я бы не хотел рекламировать какую-то определенную площадку – они все так или иначе, интересны. Мы выбрали Сбер просто потому, что у него есть большое количество банкоматов, а мы федеральная компания, работающая по всей территории РФ.  

Кому все это нужно, кроме нас? 

Скажем, условный кабельный оператор, у которого есть сотрудники "в полях" – может ли он перевести внештатников на такую систему? Понятно, что штатных работников, как и их родственников, оператор вряд ли может перевести на эту систему – это зона дополнительной работы налогового органа и зона серьезного налогового риска. Но, тем не менее, кабельным операторам стоит знать об этой системе и им самим решать, насколько она для них подходит. 

Вот кому она подходит идеально – спутниковым операторам. На нашем рынке есть несколько спутниковых операторов. Большинство установщиков работают на три-четыре поля, как правило, регистрируясь сразу в четырех компаниях. И, более того, обычно они занимаются не только установкой спутникового ТВ, но и умеют еще что-то подключать: систему видеонаблюдения, охрану, установить обычную телевизионную антенну, спутниковый интернет. Насколько я знаю, наши конкуренты такого продукта еще не запустили, поэтому не могу пока сказать, смогут ли установщики обойтись одним приложением на всех. 

Но система четко не прописывает, сколько и каких услуг может быть проведено через нее. Это значит, что список услуг открыт, и это могут быть услуги, которые сегодня еще не существуют, связанные с технологиями будущего. То есть, бизнес только подходит к этому, а государство уже предложило механизм, как эти активности вписать в легальную плоскость. И это прекрасно!