Аномалия 80-го градуса

Яна Бельская 16.05.2014
Черт знает что творится там, на орбите, и совсем не веселят шутки про инопланетян, прицельно отстреливающих наши космические аппараты на подлете к 80-му градусу...
 
Буквально в нескольких словах о злоключениях "экспрессов".
 
Сначала Экпресс АМ2, такой мощный и замечательный, не доживший и до середины запланированной жизни, — зачихал и зачах, по ходу подорвав бизнес спутникового оператора Орион-Экспресс. Официальная версия — нарушенния в энергосистеме, из-за которых перерывы в вещании составляли сначала 4 часа в сутки, потом 10, потом 20. Оператор к этому моменту переполз на другой градус — 85-й, там и базируется по сей день, эксплуатируя несколько более выносливые американские Intelsat 15 и Horizons-2. На Экспрессе АМ2 достаточно долго теплилась жизнь, хлеба он особо не просил, поэтому убивать окончательно дитятку не стали — оставшиеся 4 рабочих часа в сутки использовались для перегонов контента для кинотеатров и прочих разовых задач.
 
В феврале 2009 года туда же — в 80-ю точку — стартовал небольшой вещательный спутник Экспресс МД1. Запуск прошел блестяще, в одной обойме с МД1 запускался другой спутник — Экспресс АМ44, отправившимся сильно западнее (или восточнее — это как посмотреть) — в орбитальную точку 11 з.д. Положительной кармы второго спутника хватило всего на 3 года с хвостиком — летом 2013 у Экспресс МД1 закружилась голова (по официальной версии на спутнике "произошел сбой в пространственной ориентации") — с летальным исходом. Тогда впервые в отрасли начали шутить про "проклятую 80-ю точку".
 
Следующий космический аппарат — огромный, самый мощный и самый дорогой в истории российского космоса Экспресс АМ4, — его с замиранием ждала вся отрасль, на его 30 транспондеров чуть ли не молились все федеральные каналы во главе с РТРС: этот борт должен был стать важнейшим звеном в федеральной программе цифровизации вещания. Насколько мне известно, еще на стадии строительства аппарата, на нем была распродана почти вся спутниковая емкость. Ценник проекта крутился где-то около цифры в 400 млн долларов (300 из них стоил сам аппарат, остальное — отправка его на орбиту). 18 августа 2011 года, через несколько часов после запуска Экспресс АМ4 заблудился в космосе, обнаружился на "нерассчетной орбите". Несмотря на его вполне бодрое состояние, вернуть аппарат куда положено не представлялось возможным, поэтому наши "спутниководы" приняли решение похоронить аппарат — большая часть его сгорела в плотных слоях атмосферы, немногие оставшиеся головешки утонули. Тогда в народ ушла шутка об российской спутниковой группировке в Тихом океане. 
 
Пожалуй, та авария стала самой громкой за всю новейшую историю спутникостроения, не уступив даже прошлогодней потере стайки Глонассов. Под угрозу были поставлены сроки реализации ФЦП по цифровизации отрасли (впоследствии они были передвинуты), соответствующие выводы о проблемах в отрасли сделало и руководство страны. Самой громкой — до вчерашнего дня...
 
Последние успешные старты сразу нескольких вещательных спутников — Экспресс АМ5, Экспресс АТ1 и Экспресс АТ2 — вселили надежду, что вроде все наладилось, и все будет хорошо, и успешный запуск Экспресс АМ4Р должен был зафиксировать успешное окончание кризиса. К сожалению, этого не случилось. О причинах, конечно, сейчас говорить преждевременно — сначала будет экспертиза, потом другая. Возможно последуют кадровые перестановки. Возможно, несмотря на санкции, мы, наконец, примем помощь заграницы (та же американская Intelsat неоднократно предлагала). Возможно, учитывая последние тенденции, 80-й градус освятит патриарх Кирилл. Возможно куда-нибудь на 80 градус отправится зонд в поисках инопланетян с прицельной базукой. Сейчас уже все возможно, и лично я не удивлюсь ничему. Потому что, черт побери, хорошо бы разобраться, что там происходит, в этой аномальной зоне в космосе. Или в другой аномальной зоне — на Земле.

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"