Большая цифра в деталях. Записки члена жюри

Любовь Кузнецова 25.02.2019

Каналы Animal Planet и Mezzo Live HD в 2019 году вновь стали обладателями премии "Большая цифра" (в номинациях "Канал по интересам: живая природа" и "Лучший музыкальный канал"). С Animal Planet это случается уже в пятый раз, с Mezzo Live HD – в третий. В чем же секрет успешности этих, совершенно разных каналов? Да и вообще – что нужно телеканалу, чтобы его заметили, признали, полюбили и наградили? Размышлениями на эту темы делится Любовь Кузнецова, член жюри "Большой цифры", эксперт по контенту, сотрудник компании НТВ-Плюс.

Канал Animal Planet семейства Discovery российские зрители открыли для себя в 1999 году, когда он вошел в пакет каналов НТВ-Плюс, как вы знаете, первого российского оператора спутникового ТВ. Разнообразие передач, высокое качество видео и то, что программ о животном мире на канале много и они идут круглосуточно, привлекло тогда широкую аудиторию. Шли годы. Конкуренты не дремали, запускали и запускают новые интересные познавательные каналы, в эфире которых телеоператоры тоже демонстрируют высший пилотаж съёмок, фиксируя на камеру редчайшие моменты из жизни животных. Удивить зрителя сюжетами о "следах невиданных зверей", программами о самых зубастых, самых ядовитых, самых быстрых нелегко, но многие стараются. И Animal Planet это удается.

Цикл программ "Речные монстры" с харизматичным Джереми Уэйдом – приключенческий и научно-популярный одновременно. Он включает еще и игровые эпизоды с участием актеров. При просмотре "Речных монстров" на AnimalPlanetзритель ощущает саспенс, почти как на фильмах Хичкока.

Главный тренд канала, на мой взгляд, в том, что он не удаляется от своей специфики, оставаясь каналом о животных, но использует жанры, не типичные для познавательного формата. Цикл программ "Адская кошка" не только даёт зрителям полезную информацию о домашних любимцах – он показывает "ласковых пушистиков" и с другой стороны. Отнюдь не безобидные кошачьи проделки и инфернальный образ ведущего, Джексона, который знает, что противопоставить бузотёрам, воспринимаются, как чёрная комедия.

Элементы социальной драмы – в программе "На свободу с питбулем", рассказывающей о судьбах бывших заключенных и собак из приюта. "Вторжение": некоторые эпизоды сериала как будто взяты из фильмов ужасов, – это атаки на людей опасных тварей – ядовитых пауков, змей, летучих мышей-вампиров. "Полиция Феникса. Отдел по защите животных" – разновидность остросюжетного реалити-шоу с участием полицейских, ветеринарной скорой помощи, бдительных соседей и нерадивых хозяев, нанесших вред своим животным.

Передача "Дрейф: 47 дней с акулами" – реальная история, случившаяся в годы Второй мировой войны. После крушения самолета лётчики Луи Дзамперини и Расселл Филлипс провели 47 дней в водах Тихого океана, кишащих акулами.

Примеров такого рода можно было бы привести немало, но… Использование разных киножанров и замена телеформатов – не единственная тенденция в эволюции познавательного канала. Уверена, он будет удивлять аудиторию и дальше. Кто знает, может быть, в эфире скоро появится нечто вроде фильма-фэнтези или, например, музыкального клипа?

Ну вот, добралась до второго на сегодня победителя премии "Большая цифра 2019", канала Mezzo Live HD. Мне этот канал очень нравится, как и его SD-собрат Mezzo, потому что он передает классику и джаз; записи лучших мировых исполнителей; в его библиотеке очень много музыки практически всех жанров. Канал показывает как премьеры, так и архивные записи. Охарактеризовать такое звуковое богатство в краткой заметке невозможно, поэтому я коснусь особенностей вещания, которые для меня важны и которые в который год выводят канал в финал конкурса. Надеюсь, у меня есть единомышленники.

Но прежде – несколько слов об одной Mezzo-трансляции:

Сценическое оформление в стиле 50-х годов ХХ века. В школе-интернате празднуют Рождество; выступает фокусник. Воспитанники радуются, – многих из них забирают домой. Сирота Мари остается в школе. Она получает подарок – рождественскую фигурку для колки орехов. Ночью фигурка оживает, и в это же время из темных углов появляются страшные пауки…

Среди наших абонентов, конечно, немало знатоков искусства, но и они, возможно, не сразу догадаются, что это – история о Щелкунчике. Суперпопулярный балет П.Чайковского по сказке Э.Гофмана в постановке французского Toulouse Capitol Theatre получил новое либретто, новую хореографию и высокие оценки публики и критиков. У такого смелого обращения с классикой есть сторонники и противники, но музыка Петра Ильича Чайковского, несмотря ни на что, остается популярной и любимой.

И главное – то, что музыкальные театры разных стран вновь и вновь обращаются к российской классике, и этот процесс отражается в Mezzo-эфире, где звучат произведения отечественных композиторов, выступают наши артисты балета и музыканты.

Они очень разные – "Щелкунчик" из Тулузы, "Щелкунчик" из венецианского театра Ла Фениче, из Московского детского музыкального театра и, конечно, из Большого и Мариинского, зрителям интересно их сравнивать. С российскими театрами канал давно и успешно сотрудничает, снимает 10 спектаклей ежегодно, например, оперы "Царская невеста", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Катерина Измайлова" и балеты "Спящая красавица", "Ромео и Джульетта", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Пламя Парижа", "Золотой век", "Бахчисарайский фонтан", "Ярославна".

(Пишу только о музыкальной классике на Mezzo Live HD. Это происходит потому, что не считаю себя достаточно компетентной в джазе, хотя слушаю с удовольствием).

Понимаю, что слишком длинные перечисления утомительны, но о-о-очень хочется назвать хотя бы нескольких звездных исполнителей, чьи имена не требуют комментариев и постоянно встречаются в программах канала: дирижеры Валерий Гергиев и Туган Сохиев, пианисты Денис Мацуев и Даниил Трифонов, скрипач Вадим Репин, певец Ильдар Абдразаков. И, конечно, наши оперные звезды и признанные красавицы – Анна Нетребко, Аида Гарифуллина, Ольга Перетятько и другие.

P.S. На этом разговор о достоинствах телеканалов-обладателей премии "Большая цифра – 2019" не завершается. Продолжение непременно последует, и возможно не только в исполнении Любови Кузнецовой, но и других членов жюри этого престижного телевизионного конкурса.

Часть 2

Об авторе

Любовь Кузнецова
эксперт департамента управления контентом "НТВ-Плюс", член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"