Договориться с пиратами: безумие или хорошая идея?

Максим Казанцев 06.04.2020

Рынок легального онлайн-видео в России растет огромными темпами: исследования и аналитики регулярно выдают цифры в 20%, а иногда и 30% ежегодного роста. Кажется, что даже пандемия пойдет на пользу сфере ОТТ сервисов. А вот доверие западных и европейских студий производителей контента к российскому зрителю растет не так быстро, как бы нам всем хотелось. 

В чем же проблема? Если посмотреть на легальный рынок тех же сериалов, то может показаться, что популярный нынче формат смотрят максимум 3 миллиона человек в месяц. Это, конечно же, не так. В России очень любят и с удовольствием смотрят сериалы, просто зачастую делают это нелегально, а пираты не очень любят раскрывать свои цифры. Разнообразные аналитики не сходятся во мнении по поводу объема пиратского рынка, но можно взять за основу цифры от экспертов Group-IB — они оценили рынок 2018 года в 87 млн долларов. Можно смело предполагать, что реальные цифры в разы больше.

Борьба с пиратством вышла на новый уровень: принимаются новые законы, разрабатываются новые технологии защиты и мониторинга, легальные сервисы объединяют свои усилия в борьбе. Наш онлайн-кинотеатр поддерживает все эти инициативы: если создатели контента не будут получать деньги за свою работу, то новые сериалы просто перестанут появляться, а старые добрые тайтлы не получат продолжения.

Вместе с тем мы должны думать о нашем зрителе, ведь пиратские ресурсы существуют десятки лет, в то время как легальные сервисы только делают свои первые уверенные шаги. И нет ничего сильнее привычки. Мало того, что в России только 10-15% аудитории готовы платить за контент, так люди еще и привыкли к определенным сайтам, порталам, группам и прочим площадкам. Прежде, чем выжигать всю эту сферу напалмом, тем самым лишая пользователя возможности вести привычный образ жизни, нужно предложить альтернативу. Только через диалог и возможность выбора можно донести важную информацию. 

В стратегию развития нашей компании входит следующая позиция: контент должен быть доступен для пользователя там, где ему удобно. Именно по этой причине ShowJet совместно с Mail.Ru показывает свой контент на платформе kino.mail.ru и в социальной сети VK. Да, мы работаем только по AVOD модели [просмотр видео с рекламой - прим.Ред], и в таком формате распространять свой контент проще. Но разве не тем же самым занимаются коллеги с платной моделью, собирая бандлы? Сериалы Amediateka теперь можно посмотреть в Okko, на "Кинопоиске HD" и даже в "НТВ Плюс". Но, как мы выяснили ранее, это лишь малая часть от всей смотрящей аудитории.

В 2020 году ShowJet запускает беспрецедентную инициативу. Пиратским площадкам будет предложено легализовать свой бизнес, не потерять свою аудиторию и получить новые возможности для роста. Как это будет работать? Рано или поздно все нелегальные площадки заблокируют, так что я уверен, что наше предложение выглядит выгодным и своевременным.

Что в данном случае требуется от площадок:

  • полностью отказаться от любого пиратского контента;
  • полностью отказаться от рекламы брокерских контор, казино и других нелегальных рекламодателей;
  • предоставлять прозрачную статистику для отчетности перед правообладателями и рекламодателями. 

Что взамен предлагаем мы:

  • возможность размещать контент ShowJet посредством эмбедов;
  • прозрачную схему монетизации и внедрение рекламного кабинета;
  • техническую и креативную поддержку профессиональной команды;
  • совместные маркетинговые активности.

 

Да, звучит непросто, и не все партнеры готовы полностью выполнить необходимые условия. Но вдумчивая и поэтапная работа позволит создать легальную сеть эмбедов, площадки сохранят свою аудиторию (которая даже по самым скромным оценкам в десятки раз превосходит текущий легальный рынок), пользователь получит возможность потреблять контент в удобном для него формате, а мы создадим глобальную легальную сеть по дистрибуции контента, что позитивно повлияет и на отношения с правообладателями, и на рекламный рынок России.

Мы верим в этот эксперимент: возможно, этот прецедент станет примером для всего мирового рынка ОТТ сервисов.

Об авторе

Максим Казанцев
директор по маркетингу онлайн-кинотеатра ShowJet