Малые операторы: контент, СОРМ3, оборудование, домофония и точки роста

Алексей Амелькин 13.03.2023

Подводя итоги 2022 года, я бы сосредоточился на пяти основных направлениях. Первое – это контент. Здесь долго останавливаться не буду: небольшие операторы от дорогого иностранного контента уходят уже давно, так что исход зарубежных каналов нас не сильно затронул. Тем не менее то, что приходит на замену, мы тоже тестируем, смотрим те же корейские каналы, но не скажу, что наблюдаю положительные отзывы среди абонентов. Особенно ощущается проблема с познавательным контентом – его заменить чем-то качественным сложно. Здесь мы точно потеряли: новые иностранные подборки стали менее интересными.

Из других контентных наблюдений – растет интерес к платформам и нелинейному смотрению, мы фиксируем больше покупок приставок и увеличение объема потребляемого трафика. Абонентов при этом больше не стало, а вот нагрузка на сети – да.

Второе серьезное направление – новые требования по выборке и по базе данных в рамках реализации СОРМ3, которые ввели прошлым летом. Они требуют практически полной переработки программного обеспечения, а это, в свою очередь, может вылиться в увеличение серверных мощностей и других затрат. Уже в рамках работ по внедрению первой версии СОРМ3 в одной из компаний наших коллег, например, пришлось поменять биллинговую систему. При этом Минцифры почему-то считает, что работа с ПО операторам ничего не стоит, и в своих проектах регулярно отмечает, что это не потребует дополнительных затрат. В отличие от Минэкономики, которое в своих отзывах умеет считать деньги бизнеса и понимает, что любые нововведения не бывают бесплатными.

Еще одна важная вещь, которая сейчас волнует малых операторов, это оборудование. С одной стороны, мы давно привыкли работать с б/у рынком, еще с 2015 года, когда произошло сильное подорожание. Для нас абсолютно рабочая схема, когда какой-то оператор закрывается, а мы покупаем у него необходимое оборудование по низкой цене. Был случай, когда «железку», которая новой стоит ~300 тыс. рублей, я взял сначала за 100 тыс., а потом три такие же – за 13 тысяч. Понятно, что все б/у не купишь, например кабели и подвесы старые ставить не будешь. А вот серверное оборудование и оборудование для ГС – вполне.

Честно говоря, я думал, что ситуация с б/у оборудованием окажется хуже. Были опасения, что если первичный рынок уйдет, то и вторичный будет быстро зачищаться. Пока такого не наблюдается, и вторичный рынок еще работает. С этой точки зрения опасения не оправдались. Хотя в марте–апреле прошлого года, по моим наблюдениям, по ряду оборудования тот же «Авито» заметно «зачистили». Спустя время предложения вновь стали появляться.

Что касается нового, но критичного оборудования – тут я недавно столкнулся с серьезным разбросом цен у поставщиков и интеграторов по западному коммутационному оборудованию, по беспроводным Wi-Fi-устройствам – разбег в стоимости составляет до 2–2,5 раза. Раньше максимальная разница была 20–30%. Непонятно, как продавцы формируют цены на товар.

Еще намечается проблема со ввозом CAM-модулей. Уже сейчас контроль на границах усилился, и появились риски не только с задержкой поставок, но и с тем, что оборудование вообще может не пройти таможню. Если у тебя есть запас данных устройств – это хорошо: на «вторичке» их в нужном объеме сложно достать.

Четвертое направление, по поводу которого хочу высказаться, – умная домофония и видеонаблюдение. Со всех сторон сейчас кричат, что это точки роста для оператора. Но для маленьких игроков это очень дорогие услуги. Домофонная панель, например, в среднем стоит не менее 30 тыс. рублей. Ее имеет смысл ставить, когда в подъезде ~40 квартир и более, но, когда у тебя в подъезде 10–15 квартир, в лучшем случае 30, это нереально окупить. Именно поэтому я не занимаюсь умной домофонией. В крупных городах этим есть кому заняться, а мы не будем вкладывать деньги в услугу, которая для нас не окупается.

Ну а по видеонаблюдению в МКД мы столкнулись с тем, что люди говорят – нам не надо, мы не хотим, чтобы за нами следили. И запроса большого на эту услугу нет.

Плюс система хранения видеоданных – это существенные затраты, как первичные, так и эксплуатационные. Вложения в серверы, электроэнергия, система бесперебойного питания и требующие периодической замены жесткие диски и аккумуляторы – все стоит денег. Даже если ПО удастся как-то получить бесплатно или создать своими силами (энтузиасты еще встречаются) и будет дополнительный доход от абонентов, затраты все равно весьма существенны. Нам выгоднее предложить клиенту поставить свое оборудование для видеонаблюдения и после получать деньги за монтаж и обслуживание в дальнейшем.

Для многих из нас точка роста сейчас – это выход в сельскую местность. Мы продолжаем прокладывать туда сети, проводить интернет и ТВ. Населенные пункты рядом с городами активно разрастаются (от города недалеко, а налоги и электричество дешевле), поэтому и мы их осваиваем. Окупаемость здесь 3–4 года, в то время как в домофонии, по нашим расчетам, – 10 лет.

Об авторе

Алексей Амелькин
Президент Ассоциации операторов кабельного телевидения "Макател"