Меморандум мастодонта

Александр Леонов 10.07.2013
 
Решил ответить открытым письмом на открытое письмо президента Уральской ассоциации кабельных операторов Олега Грищенко. Хочу высказать свою личную позицию о замене себя любимых на энергичных молодых. Я как раз тот самый «мастодонт рынка», который является совладельцем и операционным управляющим компании. Ни в коем случае не обижаюсь на эпитет, да и хоботные всегда вселяют уважение. 
 
Начну с молодых. Сразу оговорюсь, что мое мнение носит обобщающий характер, и я не хочу, чтобы оно кого-то обидело или было истолковано как брюзжание. К сожалению, предыдущие «жирные» годы роста многих отраслей воспитали определенный тип управленцев. Как правило это молодые люди до 30 лет, иногда немного старше. Они имеют «современное» бизнес-образование а-ля «филиал Московского, областного и др. вузов», а то и два таких смешных образования. Правда, есть и с нормальным образованием. В основе все владеют понятийным языком бизнеса, но есть большая проблема с этими управленцами: они привыкли быть успешными, считая, что жизнь прогибается под них, а не наоборот. При обилии предложений от работодателей, эти люди всегда имели возможность мигрировать из одной успешной компании в другую, продавая набранные компетенции и повышая свой уровень потребления. Они не могут быть кризисными управляющими. Они не могут, не хотят и не умеют решать возникающие проблемы. Они привыкли сидеть на расходном бюджете, на регламентированных процедурах и готовых денежных потоках. Демонстрируя внешне лояльность, они очень быстро покидают компанию при возникновении проблем (кредит, ипотека, семья и т.д.). Категорией доходов компании они не живут. Потратили — поработали — отчитались. Основное занятие — с умным видом «бла-бла-бла...» на языке МВА и поиск причин на стороне своих неуспехов. Слаборазвитые рыночные отношения в стране не позволяют формироваться на рынке труда кадрам, конкурирующим за место в хорошей компании. Дефицит кадров — серьезная проблема для подготовки преемника. Пример: с ноября не могу найти внятного человека на должность коммерческого директора в компании с заявленной зарплатой 50000 рублей + (речь идет о Новокузнецке, не Москве).
 
Еще больше эта проблема прослеживается в небольших городах. Более-менее способные молодые люди уезжают в большие города. Мастодонтам приходится рассчитывать либо на себя, либо на детей, родственников, либо молодого человека, в силу каких-то обстоятельств вынужденного оставаться в родном городе. Выбор невелик.
 
Поэтому по совокупности вышеперечисленного передоверить готовый бизнес молодому скакунку, не привыкшему к поражениям, замкнутого на исполнительности и росте своих личных доходов при отсутствии качественного выбора — сложное решение. Мастодонты — штучный товар, и найти равноценную замену — это не просто.
 
Теперь про мастодонтов. В то время как молодежь оттачивала свои умения по отъему денег у собственников, мы строили компании и боролись с трудностями. Многолетняя эпопея с лицензированием каналов, бесконечная песня с РАО, новый Жилищный кодекс и вместе с ним новоявленные домкомы, Швондеры и другие ТСЖулики, местные «любимые» Госкомнадзор, Госпотребнадзор, Госпожнадзор, Санэпидемстанция, Госархнадзор, милиция-полиция с своими подразделениями, местный криминал, инициативы типа «8 каналов бесплатно с обязательными кнопками, нет 10, нет 20,30...», местные телекомы с административным ресурсом и государственным баблом, жестко демпингующие конкуренты, решившие победить всех и т.д. Все это делало нас сильнее, но и отнимало массу энергии и здоровья. Мы — битые, но сильные, и на многие новые дурацкие вещи смотрим философски. Участвовать в этом балагане — всегда пожалуйста, относиться к этому серьезно — вряд ли. Серьезно — только семья, бизнес и человеческие отношения. Может, поэтому мы встречаемся и нам интересно поговорить друг с другом просто за жизнь.
 
В основе своей сегодняшние мастодонты это люди возраста 35-40+ с активной жизненной позицией, которым все интересно, которые любознательны и инициативны, которые любят свою работу и максимально адаптированы в существующих реалиях. Эти люди намеряли себе лет 100 жизни, из которых только планов до 65-70.
 
Вопрос. А что им делать дальше?
 
Купить домик, квартиру, виллу, яхту (в случае продажи бизнеса)? Но для этих людей сам процесс — это важная составляющая жизни и домик, купленный в процессе, интереснее домика, купленного как результат.
 
Отойти от дел, поставить приемника и начать другой бизнес?
а) не все имеют возможность и силы начать новый стартап на новом поприще,
б) наша «рыночная» страна не склонна генерировать и поддерживать новые бизнесы,
в) проблема с кадрами (см. выше).
 
Любимое хобби, благотворительность, политика...????
Да, тяжело, да, устали, да, энергия не та, но ведь зашибись!!! Жизнь!!!
Так что как в поговорке: «Опыт и алкоголизм всегда победит молодость и задор».
 
Мастодонты не могут просто взять и отойти в сторону. Мы живем. Нам интересно. Мы любим жизнь и свою работу. Нам нужна полноценная замена деятельности в случае отхода от операционного управления компанией.
 
Спасибо тем, кто дочитал все до конца. Спасибо Олегу Грищенко за возможность открыть дискуссию на тему «А что дальше?». Еще раз напомню, что все вышесказанное — это мое личное мнение.
Приглашаю остальных членов Ассоциации к диалогу.

Об авторе

Александр Леонов
Генеральный директор и совладелец компании «CENTRA»

Александр, согласна с Вами и хочу поддержать Ваше мнение наблюдениями со стороны. Я, как юрист, становилась свидетелем окончания многих карьер, людей которые создавали свой бизнес с нуля. На их место практически невозможно найти замену..
Можно только сделать то же, создать свой бизнес с нуля. К сожалению, на телекоммуникационные компании государство возлагает все больше социальную нагрузку, а играть по этим социальным правилам могут сегодня только мастодонты. Могу пожелать мастодонтам удачи, желания продолжать играть и бороться, и самое главное понимания, что все это не зря.

Недостаточно просто поставить з/п (высоко конкурентную для своего региона). В персонал, особенно в тот которому делегируются полномочия надо вкладываться не только зарплатой, хотя для собственника иногда это не понятно: "я ж столько ему/ей плачу!". Нужно уметь искать, а найдя уметь научить. Мне 32 и я себя по вашему тексту чувствую мастодонтом, т.к. в год основания вашей компании (CENTRA 2000й) я был принят на работу к оператору кабельного телевидения, собственник за эти годы давал мне далеко не только зарплату, но и опыт, знания, умение бороться. И через 13 лет благодаря ЕГО работе, он на данный момент вообще никак не касается дел компании, занимается другим бизнесом - и в этом исключительно его заслуга. А с "РАО, новый Жилищный кодекс и вместе с ним новоявленные домкомы, Швондеры и другие ТСЖулики, местные «любимые» Госкомнадзор, Госпотребнадзор, Госпожнадзор, Санэпидемстанция, Госархнадзор, милиция-полиция с своими подразделениями, местный криминал, инициативы типа «8 каналов бесплатно с обязательными кнопками, нет 10, нет 20,30...», местные телекомы с административным ресурсом и государственным баблом, жестко демпингующие конкуренты" я абсолютно спокойно работаю самостоятельно.