Надеяться и действовать

Дмитрий Галушко 04.05.2018

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203): "3. Основными принципами настоящей Стратегии являются: д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях"

По п.1. Статьи 46 ФЗ "О связи": "Оператор связи обязан: строить сеть связи с учетом ... требований, ч. 2 статьи 64 (Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных Минкомсвязи по согласованию с ФСБ России требований к сетям и средствам связи для проведения СОРМ...). Связанные с этим расходы (с нормой, которая ссылается только на ч. 2. ст. 64 ФЗ "О связи"), несут операторы связи. Таким образом, п. 2 ст. 64 ФЗ "О связи" говорит только про требования п. 2 ст. 64.

Статья 13 федерального закона №374-ФЗ от 06.07.16 (далее - "закон Яровой") вносит изменения в ч. 1 ст.64 ФЗ "О связи": Операторы связи обязаны хранить информацию на территории России. Таким образом, хранение информации по ФЗ № 374-ФЗ от 06.07.16 регулирует отдельная норма закона "О связи". 

Поэтому только п.2 ст.64 выполняется за счёт операторов, но не обязанность хранить информацию! 

Вместе с тем, согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства России № 538 от 27.08.2005: "15. Текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи оператор связи хранит в технических средствах, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность" (вступают в действие с 01.07.2018).

Пунктами 2 и 4 Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи (утверждены Постановлением Правительства  №445 от 12.04.2018) предусмотрено: "2. Оператор связи осуществляет хранение на территории Российской Федерации текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи данного оператора (далее - сообщения электросвязи) в принадлежащих оператору связи технических средствах накопления информации. 4. Технические средства накопления информации входят в состав оборудования средств связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий" (далее - "СОРМ").

Приказом Минкомсвязи от 03.04.2018 N 146 "Об утверждении Правил применения технических и программных средств информационных систем, СОРМ", в функционале СОРМ отдельно включена Система накопления и хранения информации. В частности предусмотрено1 :  "9.2. Накопление, хранение до 6 месяцев содержимого текстовых сообщений пользователей, голосовой информации (в части лицензий на предоставление услуг связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации и телематических услуг связи), изображений, звуков, иных  сообщений пользователей услугами связи с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки".

Приказом Минкомсвязи от 26.02.18 N862  в рамках СОРМ предусмотрены отдельные требования - часть IV "Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение и технические средства накопления голосовой информации, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий". В п. 5  указано, что "ТС ОРМ должны обеспечивать выполнение следующих функций: 5.3. накопление, хранение голосовой информации, в том числе статистической информации текстовых сообщений, голосовой информации (звуков), видеовызовов". 

То есть все вышеуказанные подзаконные акты предусматривают, что функция накопления информации включается в СОРМ.

Согласно Регламента Европейского Союза: Операторы связи обязаны предоставлять органам власти данные о пользователях при расследовании преступлений, минимальный срок по которым не менее 3 лет, или при киберпреступлении /терроризме.

Учитывая превышение необходимой меры вмешательства государственной власти в частную жизнь человека и гражданина России, после 1 июля 2018 г. при условии требований соответствующих органов предоставить информацию из хранилища по "закону Яровой", должны быть оспорены в Верховном суде России, как противоречащие п.2 ст.23 и ст.24 Конституции России, а также: 

-  ст.46 и 64 ФЗ "О связи"

-  Пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства России № 538 от 27.08.2005

- Пунктов 2 и 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства России от 12.04.2018 г. №445 

- П. 5.3. Правил, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 26.02.18 N86

- П. 9.2. Правил, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 03.04.2018 N 146  

 

 http://regulation.gov.ru/Files/GetFile?fileid=64619948-aa3d-41ed-8cef-0… получил положительное заключение экспертизы по результатам оценки регулирующего воздействия и 23.04.18 направлен на регистрацию в МинЮст России https://www.consultant.ru/law/review/fed/ld2018-04-23.html

 2 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803290001

Об авторе

Дмитрий Галушко
глава "ОрдерКом", президент Ассоциации малых операторов связи регионов (АМОР), к.ю.н