О системе статистики в IPTV

Александр Васильев 19.08.2014
Я уже писал о нашем IPTV-проекте — достаточно подробно и с деталями. И обещал рассказать о дополнительных фишках, которые наша сеть нам позволяет делать — что, собственно, и делаю по просьбе "Кабельщика", зацепившегося за реплику на фейсбуке о том, как мы измеряем телесмотрение и используем эти данные в работе.
 
Как это работает?
Мы у себя раздаем телевидение через технологию мультикаст. Механизм авторизации абонентов осуществляем через протокол Radius. Его используют практически все сотовики и операторы связи. У нас в сети имеется одна точка, куда стекаются все запросы абонентов (или подписчиков) на включение того или иного канала. Человек включает у себя кнопочку на пульте — наш сервер получает запрос, определяет, есть ли у абонента доступ к этому каналу, регистрирует переключение. Вот ровно в этом месте мы и снимаем свою статистику.
 
Любой запрос, любая манипуляция с пультом — на сервер летит запрос. Все подключения к серверу регистрируются, классифицируются, данные заносятся в табличку. Эта статистика позволяет нам просчитать доли каналов, понять сколько человеко-часов на каждый канал у нас набирается.
 
Эта информация может получаться грубоватой, потому что мы, например, не видим, когда пользователь ушел от телевизора и не смотрит его. Мы не можем доподлинно это знать и фиксировать в данных. Но мы можем НЕ фиксировать статистику, когда абонент не трогает пульт в течение часа — чаще всего это означает, что он оставил приставку включенной и ушел, заснул, выключил телевизор. И даже если случаются какие-то ложные срабатывания, на общую статистику они не влияют. Это правило не работает разве что для музыкальных и видовых каналов, которые чаще всего работают в фоновом режиме.
 
Что мы видим
В целом сенсационных открытий по телесмотрению нет. Ну, "Дом 2″ народ смотрит — мы удивились. Новости на "Первом канале" люди смотрят. "Дождь" смотрят мало. Зато увидели, что телеканал "Мульт" имеет фантастический рейтинг — он умудряется выскакивать в топы не только среди тематических каналов, но среди вообще всех, включая free TV. И в рейтингах это подтверждается, и в диалогах с абонентами.
 
Еще один пример — телесмотрение Discovery. Сейчас на рынке обозначилась неприятная тенденция, я ее заметил еще на выставке CSTB — операторы начинают изживать из пакетов дорогие каналы, прежде всего, Discovery. Но мы видим, что рейтинг у каналов этой группы хороший, хотя и не такой заоблачный, как ценник. Возможно, этот массовый отказ операторов от дорого контента и приведет к чему-то (например, снижению цены на канал), но не думаю, что полный отказ от дорогих каналов — хорошо для пакета в целом.
 
Тщательно изучаем статистику, когда берем каналы в тест. Так, тестировали телеканал "Живая природа". Получив презентацию и цену, мы не были уверены, что готовы платить за видовой канал. Потом протестировали канал на своей сети и получили полное представление о том, как его будут смотреть, и стоит (или скорее не стоит) ли платить за него деньги.
 
Выключить — мы пока никого не выключили, но поторговаться можем. С другой стороны, у откровенно слабых каналов редко хватает наглости себя продавать.
 
Выборка
На сегодняшний день мы собираем статистику со всей абонентской базы. Из 31 тысячи абонентов интернета, примерно половина пользуется телевидением, платными пакетами — часть от этой части. Понятно, что объем базы небольшой, но для наших нужд этого достаточно.
 
Разумеется, мы хотели бы собирать эту статистику более-менее анонимно, поскольку не всем может понравиться, что за их вкусами наблюдают. Но с другой стороны, Google внимательно наблюдает за запросами и переходами и анализирует их, составляет портрет пользователей, таргетирует рекламу. Также и мы можем составлять портрет пользователя и возможно в будущем таргетировать рекламу. Но в отличие от персонифицированного компьютера, телевизором обычно пользуются всем домовладением — в нашем случае получается усредненный домовладельческий сервис.
 
Тем не менее, мы видим сравнение по рейтингам для каналов-конкурентов. Мы точно знаем, какое количество человеко-часов просмотра получает каждый телеканал, можем посчитать динамику телесмотрения в течение дня, недели или месяца. Это позволяет качественно тестировать новые каналы, оценивать их ценность для пакета и соотношение цена/качество.
 
Надо сказать, у нас еще часть базы пользуется Smart-TV. Анализировать его куда проще: когда абонент выключает телевизор, он реально выключает телевизор, и у нас фиксируется это сразу. Тут рейтинг гораздо более точный. Если ограничиться съемом статистики со "смарта", данные будут совсем точные. И тут есть замечательный козырь, о котором хотелось бы сказать отдельно. Поскольку у нас есть интернет-пользователи, и весь трафик они получают через нас, мы можем проанализировать их трафик и вычислить через сервера, кто из наших пользователей пользуется Smart-TV. А потом можно проверить, кто из них не является пользователями нашей услуги телевидения — и попытаться им ее продать. Это мощнейший маркетинговый инструмент: оператор просто звонит этому пользователю, задает пару вопросов для вежливости, потом предлагает ему пакет услуг.
 
Надо сказать, мы не афишируем эти данные особо, но и не скрываем их, хотя я не думаю, что мы будем строить на этом какой-то бизнес. Мы готовы делиться этими данными даже с телеканалами, которые изъявят такое желание сотрудничать таким образом. В этом случае, мы могли бы дать статистику в привязке к EPG — по сетке, пока идет передача, фиксировать статистику телесмотрения. 
 
Я знаю, другие крупные операторы IPTV также снимают такую статистику, но почему-то не делятся ею ни внутри разных макрорегионов, ни по всей России. Наверное, не хотят обидеть TNS — это их хлеб, как им тогда зарабатывать? Но, с другой стороны, мы ведь и не можем дать те данные, что собирает TNS для рекламодателей — соцдема, у нас крупные мазки.
 
Но это очень важные и нужные данные для оператора — что хотят смотреть и реально смотрят его абоненты, платишь ты каналам за дело или за воздух. И в принципе, любой провайдер может организовать такую систему у себя: по стоимости работ — ноль, мы не покупали все это на стороне. И если есть вопросы, операторы могут к нам обратиться — мы готовы объяснить, как организовать такой сервис.
 
Мы наш IPTV-проект строим сами, это наше вложение в будущее и технологии, мы экспериментируем, и готовы делиться опытом.

Об авторе

Александр Васильев
генеральный директор компании LanTa, Тамбов, член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"