База DVB-S в России в 2010 г. выросла на 24%

22.03.2011 00:00

По оценкам аналитиков J’son & Partners Consulting, уровень проникновения услуги составил 12% от общего количества домохозяйств. Объем рынка платного ТВ за год вырос незначительно — всего на 3% до 8 млрд руб. По прогнозам, в ближайшие годы темпы роста рынка будут постепенно снижаться за счет конкуренции с другими видами вещания.

Аналитики J’son & Partners Consulting (J&P) отмечают снижение темпов роста рынка в денежном выражении, и, следовательно, показателя ARPU. «Последняя тенденция обусловлена появлением у большинства операторов дешевых базовых тарифов (в пределах 150 руб.) как инструмента для удержания и привлечения новой абонентской базы», — говорится в исследовании J&P. Рост абонентской базы платного ТВ в России в ближайшие годы продолжится. Уже к концу 2012 г. база пользователей услуги спутникового телевидения превысит 8 млн подключенных домохозяйств. «Однако темпы прироста абонентской базы спутникового телевидения будут постепенно снижаться за счет обострения конкуренции с другими видами телевизионного вещания», — отмечают авторы исследования.

До 2005 г. монополистом на российском рынке спутникового телевидения являлся оператор «НТВ Плюс», предлагающий услуги в ценовом сегменте «премиум». «Компания позиционировала себя как оператора эксклюзивного медиапродукта, что позволило подключить к услуге платного спутникового телевидения более 610 тыс. домохозяйств к концу 2008 г., — напоминают аналитики J&P. — С появлением в 2005 г. на рынке „Триколор ТВ“, ориентированного на массовый сегмент, спутниковое телевидение вступило в фазу активного роста».

На конец 2010 г. крупнейшими игроками на российском рынке спутникового телевидения остаются компании «Триколор ТВ», «НТВ Плюс» и «Орион Экспресс». На долю этих операторов приходится более 95% всей абонентской базы спутникового телевидения. Кроме того, в 2009-2010 гг. на рынок спутникового телевидения вышли такие компании, как «Радуга ТВ» и «Платформа HD». На конец 2010 г. их совокупная абонентская база составила менее 5%.

Лидером по количеству пользователей является «Триколор ТВ» — на конец 2010 г. к его услугам подключено более 5 млн домохозяйств (81,9% рынка). По мнению J&P, активному росту абонентской базы способствовали минимальная абонентская плата (50 руб. в месяц) и самый большой, по сравнению с предложениями других операторов спутникового телевидения, набор бесплатных телеканалов.

На втором месте по абонентской базе находится оператор «НТВ Плюс» — 630 тыс. подключенных домохозяйств (10,1%). «Услуги „НТВ Плюс“ позиционируются как премиум-сегмент, в связи с чем в 2008-2009 гг. у компании зафиксирован отток активной абонентской базы, — отмечают аналитики J&P. — В первую очередь это связано с появлением спутниковых операторов, предлагающих доступные тарифы».

Замыкает «тройку» компания «Орион Экспресс», абонентская база которой насчитывает около 300 тыс. домохозяйств (4,8%). Компания транслирует 70 каналов в формате MPEG-4 (стандарт DBV-S2) под брендами «Континент ТВ» и «Восточный Экспресс». Наконец, операторы «Платформа HD» и «Радуга ТВ» подключили по 50 и 150 тыс. домохозяйств.

Среди основных тенденций развития рынка спутникового телевидения России J&P называет удешевление тарифов и, как следствие, снижение показателя ARPU. «Большинство операторов переходят на стандарт вещания DVB-S2, что позволяет более эффективно использовать спутниковый ресурс и, как следствие, улучшать качество и количество транслируемых телеканалов, предоставлять услуги HDTV и 3D», — подчеркивают аналитики J&P. На рынок спутникового ТВ также оказывает влияние снижение темпов прироста абонентской базы у лидера рынка «Триколор ТВ», а также повышение конкуренции.

Как рассказал в беседе с репортером ComNews генеральный директор «Триколор ТВ» Вячеслав Мордачев, к услугам компании по итогам 2010 г. подключено 7,5 млн домохозяйств, следом идет «НТВ Плюс». Замыкает «тройку» «Орион Экспресс», который в 2011 г. может оказать влияние на рынок. Всего в России насчитывается около 9-10 млн пользователей спутникового ТВ. «Триколор ТВ» рассчитывает сохранить не только долю на рынке, но и темпы прироста абонентской базы.

«Для снижения темпов роста объема рынка спутникового телевидения нет никаких предпосылок, — считает директор по маркетингу „Орион Экспресса“ Мария Жилина. — Проникновение спутникового ТВ в России на сегодняшний день в среднем составляет порядка 11%, при этом потребность в качественном многоканальном телевидении есть у половины населения России — в большинстве своем это жители небольших городов и деревень (ключевая аудитория спутникового ТВ). Кроме того, не стоит забывать о „частном секторе“ крупных городов: районы с малоэтажной застройкой, дачные кооперативы и коттеджные поселки-спутники. Учитывая все это, база потенциальных абонентов спутникового телевидения пока не превышает и половины емкости рынка — есть куда расти». Доля «Орион Экспресса» на рынке спутникового телевидения, по оценкам компании, на сегодняшний день уже превысила 5% — это 300 тыс. подключенных домохозяйств (суммарно проекты «Континент ТВ», «Восточный Экспресс» и партнерский проект «Телекарта»).

ComNews