Ряд депутатов Госдумы внесли на рассмотрение нижней палаты российского парламента поправки в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которые регулируют рынок больших пользовательских данных (big data). Документ размещен на сайте Госдумы.

В частности, законопроект определяет такие понятия, как "большие пользовательские данные", "оператор больших пользовательских данных", "обработка больших пользовательских данных". Также авторы документа предлагают  обязать операторов в обязательном порядке информировать пользователей об обработке данных: либо путем размещения на сайте оператора информационного сообщения, либо, при отсутствии сайта, иным доступным способом. Кроме того, операторов обязывают получать информированное согласие пользователя об идентификации сетевого адреса используемого им оборудования.

"Указанные новации позволят выработать единообразные по форме и содержанию документы, способствующие обеспечению защиты прав пользователей при обработке больших пользовательских данных", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Документ предусматривает, что оператор big data, который обрабатывает не менее 100 тысяч сетевых адресов, должен уведомить органы власти о намерении осуществлять обработку больших пользовательских данных для целей третьих лиц. Предполагается создание Реестра операторов больших пользовательских данных.

Наконец, законопроект запрещает обработку больших пользовательских данных, направленную на идентификацию конкретного физического лица, за исключением случаев, когда такая обработка проводится по запросам органов власти в целях оперативно-розыскной деятельности.

Как пишет газета "Коммерсант", в Ассоциации больших данных отметили, что участники рынка не участвовали в разработке этого законопроекта.

"Мы изучаем текст документа, но уже сейчас можно отметить, что излишнее регулирование в этом вопросе будет препятствовать развитию рынка больших данных в России. Так, например, мы считаем, что создание единого термина, описывающего большие данные в целом, нецелесообразно, с учетом того, что категории информации, которые могут собираться, постоянно меняются количественно и качественно с развитием технологий", — сказал представитель ассоциации.

Стоит напомнить, что в марте этого года СМИ сообщали: объем рынка пользовательских данных составил не менее 3,3 млрд рублей, и это только если считать легальные сделки. Отмечалось, что в основном продавцами выступают компании, для которых пользовательские данные не являются основным ресурсом - например, интернет-магазины, геоинформационные ресурсы. Игроки рынка интернет-рекламы, банки, телеком-провайдеры не продают данные напрямую.