ФАС обвинила мэрию Новосибирска и "Горэлектротранспорт" в установлении монопольно высоких цен на опоры

23.05.2024 16:02

ФАС России признала мэрию Новосибирска и "Горэлектротранспорт" виновными в нарушении антимонопольного законодательства. Мэрия и муниципальное предприятие заключили устное соглашение, которое привело к поддержанию и росту тарифов для операторов на предоставление доступа к инфраструктуре, сообщили в пресс-службе ведомства.

Ранее "ГЭТ" установило монопольно высокую цену на услугу по предоставлению опор для размещения сетей электросвязи в размере 527 рублей в месяц. При этом компания проигнорировала предписание регионального УФАС о необходимости установить экономически обоснованный тариф, несмотря на то, что решение регулятора поддержали суды трех инстанций.

После этого в целях уклонения от исполнения предписания Мэрия города Новосибирска утвердила новые тарифы в размере 745 рублей в месяц. В свою очередь, ФАС возбудила второе антимонопольное дело в отношении мэрии и организации, в ходе которого установила, что новый тариф был рассчитан на основании нормативных, а не фактически понесенных и подтвержденных финансовой отчетностью предприятия затрат. 

Так, по результатам анализа отчетности выяснилось, что себестоимость единицы услуги не превышает 50 рублей в месяц за место крепления. Поэтому ведомство признало, что тариф на услугу является экономически необоснованным. Теперь мэрии и "Горэлектротранспорту" грозит штраф в соответствии с КоАП РФ. 

По мнению антимонопольной службы, установление подобных "заградительных" тарифов строительства линий связи в отдаленных или малонаселенных пунктах создает барьеры выхода на рынок услуг связи. В результате ущемляются интересы операторов связи и ограничивается конкуренция на рынке.

Руководитель юридического отдела компании "Сибирские сети" Иван Мосияш прокомментировал “Кабельщику” ситуацию с возбуждением антимонопольного дела против мэрии Новосибирска и “Горэлектротранспорт”:

1) Решение ФАС уже позволяет говорить о том, что цена (муниципальный тариф) на услугу размещения ВОЛС на опорах контактной сети МКП г. Новосибирска "Горэлектротранспорт" в Новосибирске несоразмерная, экономически необоснованная.

2) Из публикации ФАС РФ следует, что себестоимость услуги составляет 50 рублей в месяц. Разница колоссальная: 50 рублей против 745,70 рублей (без учета НДС).

3) Операторы смогут в арбитражных спорах подтвердить необоснованность предъявленных со стороны МКП "ГЭТ" в 2023 исковых заявлений о взыскании задолженности (неосновательного обогащения), поскольку подконтрольное мэрии казенное предприятие в расчете применяет муниципальный тариф 745,70 рублей.

4) ФАС указала: "установление подобных "заградительных" тарифов строительства линий связи в отдаленные или малонаселенные пункты создает барьеры выхода на рынок услуг связи. В результате ущемляются интересы операторов связи и ограничивается конкуренция на рынке".

Это безусловно так, поскольку операторы связи вынуждены отстаивать интересы в рамках правового поля, поскольку ФЗ "О связи" (ст. 6) указывает, что собственник или иной владелец указанного в данной статье недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.

5) МКП г. Новосибирска "ГЭТ", являясь лицом, занимающим доминирующее положение, допустило нарушение, установив цену 527,52 рублей (без учета НДС) - не исполнило предписание Новосибирского УФАС России от 29.11.2022 (мэрия Новосибирска являлась заинтересованным лицом по антимонопольному делу и была осведомлена о нарушении).

Последующие действия по установлению мэрией муниципального тарифа в размере 745,70 рублей (без учета НДС) усугубили ситуацию, поскольку в Западно-Сибирском судебном округе уже сформировалась арбитражная практика по спорам операторов связи с МКП "ГЭТ", в рамках которой цена на услугу МКП "ГЭТ" определена 79,55 рублей (без учета НДС) за 1 место крепления в месяц, и даже 57,69 рублей (без учета НДС).

Напомним, ранее "Кабельщик" писал, что Верховный суд РФ не поддержал требование операторов исключить ряд пунктов из правил недискриминационного доступа к опорам.