Федеральная антимонопольная служба России выступила против постановления правительства об обязательной предустановке приложений российских онлайн-ритейлеров на смартфоны, планшеты и другие устройства. В ФАС заявили, что список ПО для предустановки необходимо расширить теми программами, которые в наибольшей степени находятся в неравных конкурентных условиях с зарубежными разработчиками. Об этом сообщает интернет-издание vc.ru, в распоряжении которого оказался соответствующий документ ведомства.

По проекту постановления правительства в список программ для предустановки хотят включить ещё четыре класса: получение доступа к интернет-сервисам потокового аудио с возможностью прослушивания эфирных российских радиоканалов; чтение электронных и прослушивание аудиокниг; приобретение товаров дистанционным способом и осуществление видеоконференцсвязи. Также в проекте говорится, что производители будут предустанавливать приложение единственной компании или двух компаний в случае, если разница между количеством пользователей их мобильных приложений не превышает 5%.

ФАС отмечает, что в целом предустановка российских приложений является эффективным способом их продвижения, потому что пользователи достаточно редко удаляют сервисы, которые уже были на устройстве в момент покупки. При этом ведомство уточняет, что рынки сервисов прослушивания потокового аудио, дистанционного приобретения товаров, а также электронных и аудиокниг являются конкурентными, и на них и так лидируют российские разработчики. В этих сферах предустановка ПО даст одним российским компаниям преимущество перед другими российскими, но не поможет конкурировать с зарубежными аналогами.

А вот на рынке сервисов видеосвязи предустановка отечественного ПО действительно имеет смысл, потому что в этой сфере доминируют иностранные приложения. Как отмечают в ФАС, это может быть рискованно "для конкуренции и нацбезопасности России".

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков уверен, что предустановка приложения фактически станет субсидией на маркетинговые расходы для конкретного маркетплейса и обесценит инвестиции других игроков в развитие рынка. Это же отмечали представители Ассоциации компаний интернет-торговли, которая в сентябре выступила против предустановки приложений онлайн-магазинов.

Напомним, с 1 апреля 2021 года в России действует закон, согласно которому производители телефонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов и Smart TV должны устанавливать на устройства российские программы. В списке на 2022 год — приложения "Яндекс.Браузер", поисковик "Яндекс", "Яндекс.Карты", "Яндекс.Диск", "Почта Mail.ru", мессенджер ICQ, голосовой ассистент "Маруся", "Новости Mail.ru", соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники", "Госуслуги" и другие.

По данным аналитической компании Telecom Daily, большинство россиян игнорируют приложения из списка о предустановке российского ПО на устройствах Apple и Samsung.