Гражданам могут дать возможность продавать собственные персональные данные

28.01.2019 16:30

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предлагает изменить законодательство таким образом, чтобы разрешить свободную продажу "деперсонализированных" пользовательских данных, пишет "Коммерсантъ". Проект организации предполагает изменение закона "Об информации". Сейчас, как уточняют представители ФРИИ, он однозначно не отвечает на вопрос, кому принадлежат персональные данные. Авторы идеи предлагают ввести понятие "деперсонализированные данные". Их можно будет предлагать бизнесу для определенных целей на конкретный срок, получая процент от каждой сделки, и позже иметь возможность исключить их из оборота, не давая согласия на обработку.

По мнению представителей Фонда развития интернет-инициатив, граждане получат возможность заработать таким образом от 15 до 60 тысяч рублей за год, и это сподвигнет многих россиян на то, чтобы регистрироваться в качестве самозанятых лиц и, как следствие, платить налоги. Бизнес в свою очередь сможет легально обмениваться пользовательскими данными, генерируя дополнительный доход.

Опрошенные "Коммерсантом" эксперты восприняли инициативу скептично. Так, по мнению главы департамента по развитию фонда "Сколково" Сергея Израйлита, оценка доходов в 15-60 тысяч сильно завышена: заработать получится максимум несколько тысяч в год, что станет сомнительным стимулом для регистрации в качестве самозанятых.

Технический директор DeviceLock Ашот Оганесян также сомневается в возможности заработать озвученную сумму и считает, что введение термина "деперсонализированные данные" откроет "практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимет ответственность за их утечки".

"Эксперименты показывают: достаточно совместить совсем небольшой объем деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их к конкретному человеку", - подчеркивает Оганесян.

Директор по инновациям "SAS Россия и СНГ" Юлий Гольдберг в свою очередь отмечает, что новый проект откроет перед розничными банками и торговыми сетями "новые возможности в части продуктов, контактной политики и предупреждения мошенничества".

Напомним, что консультативный совет при Уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных обещает совместно с Роскомнадзором к марту подготовить рекомендации по порядку получения операторами согласий субъектов персональных данных в рамках различных правоотношений, а ранее на публичном семинаре для операторов персональных данных регулятор отметил повышение правовой культуры операторов в этой области.