Иностранцев могут не допустить к конкурсу на производство спутников ГПКС

09.09.2015 16:24
Тендеры на производство и поставку спутников "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7" для ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) могут пройти в закрытом режиме, без приглашения к участию иностранных компаний, сообщает газета "Известия" со ссылкой на соответствующий проект конкурсной документации, направленный на согласование в правительство РФ.
 
Как уточняет издание, проект подготовлен ГПКС и курирующим компанию Федеральным агентством связи ("Россвязь").
 
Генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров заявил, что закрытый характер конкурса определяется набором задач, стоящих перед этими космическими аппаратами.
 
"Есть в них определенная специфика, диктующая выбор в пользу отечественного производителя", - сказал он, не уточнив при этом детали.
 
Потенциальный победитель должен будет не только спроектировать и построить аппарат, но и вывести его на орбиту, испытать и сдать заказчику "под ключ". Это новое условие в такого рода конкурсах — прежде ГПКС участвовала в процессе на всех этапах.
 
Основным предприятием в России, способным выполнить такого рода работы, является ИСС имени Решетнева.
 
"Мы уже реализовывали такие задачи, например, на проекте KazSat 3. Там мы отвечали за строительство аппарата, покупку ракеты, поиск спутника-попутчика, выведение на орбиту. [Казахстанскому] заказчику на орбите сдали готовый аппарат что называется "под ключ". Нам заказчик тогда доверил всё, в том числе страхование. Мы готовы к повторению этого опыта на любом проекте", - заявил глава ИСС Николай Тестоедов.
 
Ориентировочно стоимость каждого аппарата составит 100–110 млн евро. Вся программа будет финансироваться из собственных и заемных средств ГПКС, отметил Прохоров.
 
"Известия" отмечают, что спутники вещания традиционно относятся к продукции двойного назначения, для них обычно предусматривается обеспечение связью "спецпотребителей", поэтому при желании власти Франции, ЕС или США (как обладателя прав на применяемые технологии) могут запретить поставку этих аппаратов в Россию, используя существующие запретительные механизмы. Издание предполагает, что обозначенный повод к отказу от иностранных участников -  специфика аппарата - может быть использован и в дальнейших тендерах.