Исследование: 67% зрителей хотят видеть в фильме главного героя, близкого к реальной жизни

03.07.2023 14:00

За прошедший год стиль просмотра фильмов среди россиян практически не изменился: частота просмотра на разных платформах осталась стабильна. Такой результат приводится в исследовании медиахолдинга "Цифровое Телевидение" и Института современных медиа (MOMRI). 

Согласно опросу, чаще всего участники смотрят кино по телевизору (50% — каждый или почти каждый день), несколько реже — онлайн (31% респондентов смотрят кино в онлайн-кинотеатре, на стриминговом сервисе, в соцсетях каждый или почти каждый день).

Потребительские привычки за год изменились у двух возрастных групп. Так, кинозрители от 45 до 60 лет стали реже смотреть фильмы на всех платформах, а опрошенные в возрасте 25–34 лет стали чаще ходить в кинотеатры по сравнению с летом 2022 года. 

74% респондентов считают, что существуют типажи, которых не хватает в российском кино, в то время как в 2022 году об этом сообщали 52%. 67% (62% в 2022 году) зрителей хотели бы видеть в кино героя, близкого к реальной жизни и обладающего уязвимостями, возможно со сложной историей. Рост запроса на неоднозначных, "сложных" героев, в особенности наблюдается у более молодых кинозрителей. Причем 16% зрителей хотят видеть героем реальную историческую фигуру, а вымышленного персонажа на экранах ждут 15% опрошенных. 

При выборе российского фильма зрители в основном обращают внимание на сюжет и историю, а также жанр картины и типаж главного героя. Ценностный портрет ожидаемого российского киногероя стабилен. Так, для 38% аудитории важно, чтобы главным в жизни героя были семья и дети (данный ответ чаще выбирают женщины), для 34% — Родина и патриотизм (чаще выбирают мужчины). В топ-5 ценностей героя также вошли личностный рост и саморазвитие (29%) — в основном такой вариант выбирает молодежь, — любовь и романтика (30%), а азарт и приключения (25%) обогнали профессиональные достижения (21%). 

Герой поколения X (рожденные с 1963 по 1982 год) — более положительный, социальный типаж, который следует следует правилам. Цель такого персонажа — служение, он поступает так, как нужно, а не как хочется, он серьезный и ответственный. 

Герой поколения Z (рожденные с 1998 по 2009 год) может быть не обязательно "хорошим": допустим герой-одиночка, который поступает так, как захочет, он не следует правилам и ориентируется на свою выгоду. 

Треть поколения Y (рожденные с 1983 по 1997 год) допускает, что киногерой может быть эгоистом, его даже может отличать жестокосердие. 

Значительно различается контент, который смотрят представители разных поколений. Так, поколения X и Y чаще выбирают российские и советские фильмы и сериалы, а также классику Голливуда, в то время как поколение Z чаще смотрит анимацию и иностранные сериалы. 

Самые востребованные у зрителя профессии современного киногероя — это военная сфера (32%) и профессия рабочего (28%). Таких персонажей чаще отдают предпочтения представители поколений X и Y. 

В пятерку также вошли такие сферы, как медицина (17%), бизнес (17%) и наука (16%), а в топ-10 оказались спортсмены (14%), представители сферы искусства (12%), чиновники и госслужащие (10%), работники сферы образования (9%), неработающие (8%). Причем в 2023 году в пункте "свой вариант" впервые выявляется заметная группа с формулировками: "ищет себя", "ищет смысл жизни", "в поиске", "фрилансер". 

Участие во Втором всероссийском опросе "Киногерои поколений" приняли 1600 жителей городов РФ в возрасте от 14 до 60 лет, смотрящие кинофильмы не реже одного раза в месяц в любой медиасреде.