"Кинопоиск" представил инструмент измерения популярности сериалов

16.11.2022 10:46
"Кинопоиск" представил инструмент оценки популярности сериалов у зрителей в России — Индекс Кинопоиск Pro. Об этом сообщает пресс-служба "Кинопоиска". Он учитывает аудиторию как телевизионного эфира, так и онлайн-платформ. В компании отмечают, что ведут учет популярности сериалов в России с 2021 года, и впервые публикуют данные, доступные всем участникам рынка. Система анализирует действия пользователей, которые можно принять за проявление интереса к сериалу — например, посещение интернет-страниц с информацией о том или ином шоу, в том числе на сайтах телеканалов и на онлайн-кинотеатрах. Затем алгоритм проверяет, можно ли связать эти действия с конкретным сериалом, а для проверки используются данные из энциклопедии Кинопоиска, обезличенная статистика Яндекса и открытые данные Google.
 
В компании заявляют, что в месяц совершается около 250 млн подобных действий, которые переводятся в так называемые баллы интереса. Вычисление баллов приосходит в течение недели, для того чтобы избежать суточных искажений статистики. Затем сериалы ранжируются в общий рейтинг по сумме набранных баллов. В среднем сериал набирает около 50 баллов в неделю.
 
В "Кинопоиске" отмечают, что на популярность сериала напрямую влияет степень его доступности для зрителя, в связи с чем эфирные телеканалы и крупные онлайн-кинотеатры обладают большими ресурсами для того, чтобы поддерживать интерес зрителей к сериалу и удерживать аудиторию, чем малые игроки рынка. Также замечено, что уровень популярности сериала в первые дни его показа по большей части зависит от того, насколько масштабной и запоминающейся была его промокомпания. Если же уровень интереса стабилен на протяжении более долгого периода, можно говорить о том, что сериал совпал с ожиданиями зрителей и собрал преданную аудиторию.
 
 
Согласно опубликованной статистике, с начала 2021 года всего два сериала набрали более тысячи баллов за неделю — "Игра в кальмара" от Netflix (1554 балла) и "Сваты" телеканала "Россия 1″ (1175 баллов), они же стали самыми популярными шоу по итогам 2021 года. Около 400-500 баллов набрали российские сериалы "Угрюм-река" и "Мажор" ("Первый канал"), "Эпидемия", "Жуки", "Мир! Дружба! Жвачка!" (ТНТ и Premier), "Ивановы-Ивановы" (СТС), "Чикатило" (Okko). Также "Кинопоиск" поделился данными о том, какие сериалы были наиболее популярными у зрителей в сентябре-октябре этого года. В топ-5 входят "Дом Дракона" ("Амедиатека"), "Реальные пацаны" (ТНТ), "Жизнь по вызову" (Kion), "Ветреный" (More.tv), "Рик и Морти".

 
В "Кинопоиске" также обращают внимание на то, что одной из причин снижения зрительского интереса к сериалам стало изменение программной политики крупнейших телеканалов, которые отдали большую часть своего эфирного времени информационному вещанию. Так, с февраля этого года более 400 баллов набрал только один российский проект — уже упомянутый "Мажор". Кроме того, не появилось и хита, сопоставимого по ажиотажу с "Игрой в кальмара". Авторы рейтинга подчеркивают, что аудитория эфирного телевидения остается стабильной, в то время как совокупная аудитория, в том числе зрители онлайн-кинотеатров, сразу же реагирует на появление или отсутствие новых хитов.
 
В среднем жители России смотрят более 4 тыс. сериалов в месяц, однако 90% аудитории распределено между 1 тыс. проектов, 50% — между сотней самых популярных сериалов, и 20-25% аудитории — между первыми двадцатью сериалами в рейтинге. Доля российских сериалов среди всех просмотренных составляет 25%, что, возможно, объясняется неравномерностью предложения: зрителям доступны тысячи отечественных проектов и сотни тысяч зарубежных. Также в "Кинопоиске" замечают, что популярностью пользуются и сериалы, производство которых уже завершено, например, "Великолепный век" (выходил на телеканале "Домашний", сейчас доступен на More.tv) и "Игра Престолов" (транслировался в эфирном телевидении на РЕН ТВ, доступен в "Амедиатеке").