Крупные операторы связи стали пропускать мошеннические вызовы чаще, чем небольшие

15.02.2024 15:43

Подавляющее большинство мошеннических звонков с начало года стало проходить с номеров крупнейших операторов. Зафиксировано, что с 1 января больше всего фрода проходит через "Вымпелком", "МегаФон" и МТС. А в ряде регионов — также Tele2 и МТТ. Об этом сообщает "Коммерсант" со ссылкой на одну из систем мониторинга.

Причем еще в 2023 нарушения преимущественно были на стороне малых игроков. В свою очередь, эксперты эту тенденцию объясняют сложностью работы антифрод-систем на сетях крупных операторов. А также более активным распространением ими сим-карт для увеличения абонентских баз.

Участники же рынка связывают рост мошеннических вызовов с номеров крупных операторов с массовыми продажами сим-карт "большой четверкой" для увеличения абонентских баз. По информации издания, у МТС по итогам третьего квартала 2023 года база абонентов выросла на 0,75% год к году — до 80,8 млн подключений. У "МегаФона" по итогам первого полугодия — на 1,3% (до 75,8 млн абонентов). У "Вымпелкома" абонентская база в третьем квартале 2023 года снизилась на 4%, до 44,1 млн человек.

Так, в январе 2024 года со звонками с подозрением на мошенничество столкнулись в общей сложности 19% российских пользователей. Это на 5 п. п. выше год к году, рассказал изданию аналитик. При этом в "Яндексе" рассказали о росте нежелательных звонков за тот же период на 27%.

При этом одна из самых популярных мошеннических схем сейчас — звонок от имени мобильного оператора. Жертве предлагают продлить срок действия договора, иначе заблокируют сим-карту. 

В Минцифры же уточнили "Коммерсанту", что что система "Антифрод" оперативно информирует операторов о необходимости блокировки звонков с подменных номеров, но не все они поступают из сетей операторов, подключенных к системе. Звонки также могут поступать с легальных сим-карт, когда с человеком общаются, например, применяя методы социальной инженерии.

Напомним, как ранее писал "Кабельщик", мошенники ежедневно совершают до 15 млн звонков россиянам. В этом преступникам стали помогать виртуальные мессенджеры АТС и SIM-боксы. В свою очередь, представитель Сбера признался, что к появлению таких рисков они просто не были готовы.