"Левада-центр" выпустил отчет "Российский медиаландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети", с которым познакомил читателей РБК. В отчете отмечены постепенный упадок телевидения, рост влияния интернета, соцсетей и видеоблогов, а также повышение доверия к независимым СМИ. Опрос проводился по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1,6 тыс. человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ.

Телевидение, впрочем, по-прежнему остается основным источником информации для большинства жителей России, хотя его аудитория действительно постепенно снижается. Информацию по телевидению получают 72% россиян (94% фиксировались 10 лет назад). Реже всего новости по телевизору смотрит молодежь: 42% среди аудитории до 25 лет (93% у аудитории 65 и старше). Напомним весной этого года были опубликованы данные о том, что среднесуточный рейтинг федеральных каналов у аудитории в возрасте 14-44 лет также сократился. В 2018 году он составил 10,86 против 12,24 в 2014 году, сократившись на 11%. У молодых людей главным источником информации стали социальные сети.

Среди телеканалов - новостных лидеров "Россия 1" (снижение популярности с 57 до 48%, за год) и "Первый канал" (снижение - с 72 до 47%), НТВ (падение с 44 до 36%), "Россия 24" (с 38 до 31%) и РЕН ТВ (с 21 до 17%). Затем идут "5-й канал" (13%), "Звезда" (12%), ТВЦ (9%), ОТР (8%), "Москва 24" (6%). Среди телеканалов – источников информации опрошенные упоминали "Культуру" (5%), РБК ТВ (4%), "Спас" (2%), Euronews (2%) и "Дождь" (1%).

Общее телесмотрение в последние годы действительно падает, но не столь существенно, как об этом говорят данные "Левады", высказался на тему этой статистики директор Института современных медиа Кирилл Танаев. По данным Mediascope у трех крупнейших вещателей по итогам прошлого года среднесуточные доли в общей аудитории снизились, но не критично: у "России 1" и "Первого канала" — на 0,3 процентного пункта, у НТВ — на 0,1 процентного пункта. Напомним также, что недавно TelecomDaily опубликовал исследование, согласно которому во втором квартале 2019 года рынок платного ТВ в России показал рекордно низкий показатель прироста.

Возвращаясь к данным "Левада-центра": интернет и соцсети в качестве источника новостей опережают все остальные источники кроме телевидения, демонстрируя рост в три раза за десять лет. Сейчас 34% показали соцсети и 32% интернет в целом. В двух возрастных группах потребление новостей в соцсетях превышает телевизионную долю: 64% против 42% у группы 18–24, и 56% против 49% у группы 25-34 лет. Традиционные каналы новостного распространения (радио и газеты) за десять лет сократили аудитории более чем в два раза. Для получения новостей их используют лишь 15 и 12% соответственно. А новым источником информации об окружающем мире становятся видеоблоги и видеоблогеры: около трети россиян смотрят их раз в неделю или чаще (7% ежедневно), а среди респондентов до 25 лет - две трети (19% ежедневно).

Доверие к телевидению как источнику новостей колеблется вокруг 55% (десять лет было около 80%). Доверие к ТВ сохраняют главным образом россияне старше 35 лет. Более половины населения России считает, что освещение телеканалами положения дел в экономике "не соответствует действительности". За год недоверие граждан к телеосвещению экономики выросло с 45 до 52% (доверяют только 40%). Недоверие к освещению внешней политики также выросло - с 22 до 34% (доверяют 53%). На этом фоне растет доверие россиян к интернет-ресурсам и соцсетям.