Объем российского рынка VOD-сервисов составил 32,6 млрд руб. по итогам I полугодия 2022

12.08.2022 16:48
В целом доходы видеосервисов выросли, несмотря на то, что аудитория сократилась на 4% (по сравнению с показателями декабря 2021 года) - до 65 млн. Такие данные приводят аналитики "ТМТ Консалтинг". По их мнению, снижение числа пользователей связано в том числе с уходом сервиса Megogo, имевшего значительную долю и аудиторию на российском рынке.
 
Стоит отметить, что аналитики "ТМТ Консалтинг" разделяют бизнесы операторских и неоператорских VOD-сервисов, поэтому общего рейтинга по занимаемой доле рынка они не приводят. Если же говорить о неоператорских VOD-площадках, то здесь рейтинг возглавляет "КиноПоиск" с долей в 24%. Впервые он потеснил предыдущего лидера рынка — ivi, который опустился на вторую позицию с долей в 22%. Следом идут Okko, Amediateka, More TV, Start, Premier и другие площадки. 
 
"Доходы "Кинопоиска" по сравнению с 1 полугодием 2021 года выросли вдвое (это самые высокие темпы роста на рынке). Число "смотрящих" подписчиков "Яндекс.Плюс" увеличилось до 6,2 млн, количество часов смотрения в июне 2022 года в 2,5 раза превысило показатели годичной давности. Росту выручки способствовало и увеличение среднего чека — пользователи начали выбирать более дорогие подписки", - отмечают аналитики. 
 
ivi, у которого существенный объем доходов приходится на рекламную модель, как раз из-за просада AVOD в первом полугодии не смог сохранить за собой 1 место. Вместе с тем, объем выручки платформы увеличился на 9%.
 
В рост онлайн-кинотеатра Okko, сохранившего свою рыночную долю в 14%, напротив, весомый вклад внес приток рекламной выручки. В целом доходы видеосервиса выросли на 24% по отношению к 1П2021.
 
Интересно отметить показатели роста Amediateka — сервис смог вырасти на 50% по сравнению с первым полугодием 2021 года. По словам аналитиков, этому способствовал большой объем премьер зарубежных сериалов от крупных студий, который удалось сохранить Амедиатеке, в то время как большинство остальных сервисов заменяло пропавшие голливудские новинки отечественными премьерами, контентом от независимых американских студий, европейскими  или восточными новинками. Наличие зарубежных премьер позволило платформе выйти на 4 место в рейтинге.
 
Общий объем доходов неоператорского VOD-сектора в ТМТ оценивают в 25,6 млрд руб., что на 29% больше, чем годом ранее. Вместе с тем, это ниже темпов роста аналогичного периода 2021 года — тогда прирост составил 52%. Эксперты связывают это с уходом ряда игроков с российского рынка, с скоращением расходов онлайн-кинотеатров на продвижение, снижением числа зарубежных киносериальных новинок и, как следствие, переходом абонентов на пиратские видеосервисы.
 
Добавим, что в структуре выручки неоператорских VOD львиную долю занимает SVOD (83% или 23,2 млрд руб.), на AVOD приходится лишь 9% доходов или 2,4 млрд руб., а TVOD и EST делят долю в 8%.
 
Что касается операторского VOD, к которому "ТМТ Консалтинг" относит такие сервисы как Wink и Kion, то здесь объем рынка составил 7 млрд руб., что на 46% больше, чем в первом полугодии 2021 года.
 
Доходы Wink выросли на 47%, что аналитики связывают с вводом новых видов подписок (например, "5в1″ — включает доступ к онлайнкинотеатрам Wink, Start, Amediateka, more.tv, КиноПоиск) и добавлению доступа к Wink в пакеты с мобильной связью Tele2.
 
У Kion доходы увеличились на 123%. Его рост в ТМТ связывают с наличием направления originals. "По итогам 1 полугодия на долю онлайн-кинотеатров Wink и Kion пришлось уже почти ¾ операторского VoD-рынка", - отмечается в отчете агентства.
 
Стоит отметить, что на рынке неоднозначно относятся к такому разделению показателей — на операторскую и неоператорскую часть. Возникают вопросы — почему тогда не ввести более узкое дробление и предоставлять данные отдельно по экосистемным игрокам или по игрокам, входящим в медийные холдинги. Также непонятно — почему в ооператорский сектор не включен сервис Start, который с ноября 2020 года поэтапно начал переходить под контроль  МегаФона. Как "Кабельщику" объяснили в "ТМТ Консалтинг," отсутствие Start в операторском секторе связано с тем, что платформа до сих пор сохраняет отдельное юрлицо и в стуктуре официальной отчетности МегаФона его доходы не учтены.
 
По мнению некоторых участников рынка, в текущих реалиях уже справедливо сравнивать всех со всеми. Те же Kion и Wink, по сути, не являются прямыми конкурентами, поскольку МТС придерживается стратегии экосистемности и не позиционирует свой Kion как операторский продукт, напротив, как и многие standalone игроки он делает ставку на originals. Так что, по идее, его можно ставить в один ряд и с такими игроками как Яндекс и Сбер, и с независимыми площадками.
 
На самом деле, вопросов по сравнению игроков и методике оценки их бизнеса много, и они до сих пор остаются открытыми. В ответ на претензии игроков по распределению на операторский и неоператорский VOD, в "ТМТ Консалтинг" парируют, что как тогда считать абонентов спутникового ТВ МТС или ШПД-тарифов Ростелекома, которым Kion и Wink идут в качестве бонуса за подключение традиционной услуги. Тут также возникает история с задвоением базы. 
 
В ближайшее время "Кабельщик" планирует выпустить материал по методике измерения рынка ОТТ в России и белых пятнах, связанных с этим, так что следите за нашими материалами.