Правительство направило в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2024, 2025 и 2026 годы

02.10.2023 16:30

Правительство РФ разработало законопроект о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Документ направлен на рассмотрение в Госдуму. На это обратил внимание телеграм-канал "Телеком-ревью".

Согласно проекту, в 2024 году на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности российского сегмента интернета и сети связи общего пользования будет выделено более 2,4 млрд рублей бюджетных ассигнований.

Помимо этого, прописываются ожидаемые поступления неналоговых доходов. Так, размер отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания, по прогнозам, составит 16,2 млрд рублей в 2024 году, 16,5 млрд рублей — в 2025 году, 16,8 млрд рублей — в 2026 году.

Как отмечается в документе, в 2022 году существенно затруднилось ведение внешнеэкономической деятельности в отрасли связи, снизилась доступность зарубежного оборудования, электронных компонентов и иной продукции, которой пользовались российские телеком-компании. В сложившихся условиях принимаются меры, направленные на изменение конфигурации кооперационных связей, замещение оборудования и локализацию производства критически значимой продукции. 

По прогнозам авторов проекта, в 2023 году ожидается сохранение доходов от услуг связи по отношению к 2022 году на уровне 100,6%. В среднесрочной перспективе планируется ускорение темпов роста до уровня 101,4% — 102,8% в лучшем случае, в худшем — снижение доходов до уровня 98,9% — 99,6%. 

В структуре услуг связи доля доходов от услуг, предоставляемых посредством интернета, мессенджеров и пр. возрастет с 39,9% в 2022 году до 44,3% — 43,2% в 2026 году. Рост обусловлен переходом абонентов на потребление услуг через интернет: все большее количество клиентов используют голосовые и видеозвонки через мобильные приложения. В связи с этим, операторам придется активнее предлагать абонентам пакетные предложения с отказом от безлимитных тарифов. 

При этом развитие мобильной связи и массовое использование различных онлайн-сервисов голосовой и видеосвязи скажутся на снижении заинтересованности потребителей в использовании средств фиксированной телефонной связи. Таким образом, авторы проекта ожидают уменьшение плотности телефонных аппаратов на 100 человек населения с 15,2 единиц в 2022 году до 12 — 11,5 в 2026 году. Более того, доля услуг фиксированной телефонной связи будет снижаться соответственно с 6,2% до 4,5% — 4,2%. 

В прогнозируемый период также ожидается дальнейшее обеспечение надежного высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа в интернет, а также развитие рынка коммерческих центров обработки данных, облачных услуг, возможное внедрение новых отечественных технологий связи.

Также документ предусматривает увеличение бюджетных ассигнований "КНС ГРУПП" на создание подсистемы базовых станций стандарта GSM/LTE/NR (5G) на 2,98 млрд рублей.

Помимо этого, согласно тексту проекта, для сохранения технологического потенциала, цифрового развития ключевых отраслей экономики и социальной сферы будет реализован комплекс мер, направленный на обеспечение цифровой трансформации. 

Среди них:

  • обеспечение доступа к быстрому интернету на всей территории страны; 
  • формирование глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок: 
  • предоставление льготных кредитов на приобретение электронной компонентной базы и комплектующих изделий; 
  • финансовое обеспечение затрат на создание электронной компонентной базы и модулей; 
  • грантовая поддержка малых предприятий по разработке, применению продуктов, сервисов или решений с использованием технологий искусственного интеллекта, 
  • поддержка разработки конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта; 
  • продолжение действия в 2024 году льготной программы кредитования проектов по разработке и внедрению российских ИТ-решений (по ставке от 1 до 5% годовых); 
  • создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • повышение цифровых навыков граждан, подготовка квалифицированных кадров для IT-отрасли, внедрение новых образовательных программ бакалавриата и магистратуры по профилю "Искусственный интеллект"; 
  • поддержка исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта;
  • обеспечение методологической поддержки развития и внедрения стандартов и решений в сфере "Умного города";
  • введение цифровых паспортов промышленной продукции с информацией о поставщиках, производителях, логистических характеристиках и импортозамещающих аналогах.