Руководство киностудии "Ленфильм" в прошлом году получило поручение от президента и правительства постепенно перейти на отечественное оборудование, но киностудия не смогла этого сделать, потому что российских аналогов не существует.

Современные съемки полностью построены на зарубежной технике и ПО, подтверждают и другие участники рынка. Кроме камер и специальных многоуровневых осветительных систем, для съемочного процесса необходимы в том числе хромакей, на который впоследствии будут наложены спецэффекты, обширный набор звукозаписывающего оборудования, дымо- и туманогенераторы.

Программное обеспечение тоже должно быть последнего поколения. С его помощью осуществляется монтаж, кадрирование, наложение звука на видеоряд, а также создаются спецэффекты.

В профильных магазинах кинооборудования импортными являются даже расходные материалы. Так, термостойкие перчатки для операторов и осветителей американские, видеокабели и разъемы — японские, дымогенераторы — тайваньские, оптика и клей для петличных микрофонов — немецкие, а штативы и держатели для камер — итальянские.

Нет отечественных аналогов и в программном обеспечении в сфере киноиндустрии. Теоретически импортозамещение можно наладить, за счет огромных финансовых затрат. Кроме того полный переход на отечественные аналоги займет много лет. Однако если без нового "железа" отрасль еще может как-то продержаться год, то без иностранного софта проблемы обозначаются уже сейчас.

О похожих трудностях сообщает и "Киностудия им. Горького". Компания столкнулась с дефицитом некоторых компонентов съемочного оборудования и средств для хранения материалов. Киностудия на данный момент пытается решить проблему с помощью параллельного импорта, поиском новых поставщиков и импортозамещения.

Санкции отразились и на "Союзмультфильме". Их подписка на иностранное ПО закончится в следующем году, и студия ищет, чем можно его заменить.

На проблемы с поставками импортного оборудования жалуются и производители контента для телеканалов.

Кинообрудование покупается и доставляется по серым схемам, что увеличивает стоимость съемочного процесса. Кроме того, в случае поломок, уже не получится своевременно это заменить, а значит, съемки придется отложить на неопределенное время. Ситуацию могли бы исправить "избыточные" закупки оборудования, чтобы для неисправного компонента с легкостью отыскать замену на складе. Однако это приведет к увеличению арендуемой площади, а значит, к увеличению арендной платы. К тому же невозможно предсказать, какая именно деталь выйдет из строя. Поэтому некоторые эксперты полагают, что наиболее выигрышной стратегией будет поддержка старого оборудования, а не закупка нового.

Впрочем, по мнению отдельных экспертов, россиянам всегда могут прийти на помощь коллеги из Армении и Казахстана.