РКН подготовил рекомендации для СМИ по соблюдению законов РФ о выборах

19.08.2019 14:25

В связи с началом очередной предвыборной компании Роскомнадзор на основе требований действующего законодательства Российской Федерации о выборах и с учетом практики правоприменения и результатов мониторинга СМИ разработал практические рекомендации по соблюдению требований законодательства российской Федерации о выборах, сообщается на сайте регулятора. Ознакомиться с полным текстом рекомендаций можно по ссылке.

Ведомство напоминает о необходимости неукоснительного соблюдения норм и требований российского законодательства в период подготовки и проведения выборов в России в Единый день голосования 9 сентября 2019 года. А также о том, что за нарушение данных требований предусмотрена административная ответственность.

В тексте рекомендации, в частности, указано, что "представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности запрещается проводить предвыборную агитацию. При этом предвыборная агитация может проводиться кандидатом (а не представителем СМИ) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых СМИ - в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования".

Подчеркивается, что СМИ могут самостоятельно публиковать исключительно информационные материалы о выборах, кандидатах и политических партиях, в том числе информацию о предвыборных мероприятиях, в которых не содержится признаков агитационных действий.

Также указано, что "в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевого издания сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев".

По вопросу опубликования данных опросов даны следующие рекомендации: "При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать перечень конкретных данных".

Речь о таких данных, как:

  • название организации, которой проводился опрос;
  • место проведения опроса (город, регион и так далее);
  • время проведения опроса (дата);
  • количество опрошенных граждан (выборку);
  • каким способом проводился сбор информации (анкетирование, интервьюирование, фокус-группа и так далее);
  • точная формулировка вопроса, используемая при опросе граждан;
  • статистическую оценку возможной погрешности;
  • лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса;
  • лицо (лиц), оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).

При этом выпуск агитационных материалов в форме опроса возможен и не будет нарушением, если соблюдены требования к выпуску агитационных материалов, то есть избирателю должно быть понятно, что материал носит агитационный характер.

"В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами", - подчеркивается в рекомендациях.

По вопросу публикации собственно агитационных материалов указано следующее: "Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением".

Также отмечается, что "использование в агитационных материалах высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица". Эта норма касается в равной мере высказываний, содержащих положительную и отрицательную оценку, а также и нейтральных высказываний.

"Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах", - этот запрет не имеет никаких исключений и распространяется также на детей самих кандидатов.

"Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и их доверенных лиц, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к совершению экстремистской деятельности, либо иным способом побуждать к экстремистским деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм", - указано в рекомендациях.

Кроме того, отмечается, что нарушением является "публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в статье и являющихся преступлением".

Помимо этого, в рекомендациях указано, что "при проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации", при этом под злоупотреблением предполагается размещение различных видов информации, которая запрещена или ограничена к распространению федеральными законами РФ.

В заключение рекомендаций еще раз подчеркивается, что "проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается".