Российские операторы обсудили уровень цифровизации в стране

18.01.2024 16:21

День Цифровизации состоялся в Москве 17 января. Программа включала в себя несколько блоков: телеком, ИТ и интернет. В рамках мероприятия спикеры — представители крупных телеком- и ИТ-компаний — рассказали о результатах деятельности организаций в этом направлении. Помимо этого, участники высказались о развитии технологического суверенитета и успехах импортозамещения.

С приветственным словом выступил председатель правительства Дмитрий Чернышенко, в котором он представил результаты цифровой трансформации за последние четыре года. Так, по его словам, если еще в 2019 году "Цифровая зрелость" экономики страны составляла 32,5%, то уже в 2023 году — 74,7% при планируемых 64,2%. 

Чернышенко также добавил, что сейчас одним из главных приоритетов является достижение технологического суверенитета РФ. Здесь важным направлением становится импортозамещение индустриального, общесистемного и промышленного ПО. Для этих целей было создано порядка 50 Индустриальных центров компетенций и центров разработки, которые реализуют 197 значимых проектов.

На мероприятии Чернышенко вместе с главой Минцифры Максутом Шадаевым вручил руководителям и представителям региональных ведомств награды правительства РФ за вклад в реализацию цифровой трансформации. 

Пленарную сессию по направлению телеком открыл генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. Спикер в цифрах представил развитие телеком-отрасли. Согласно экономическим показателям, по итогам 2023 года рынок в РФ впервые перешагнул планку 2 трлн рублей. В целом, за последние 4 года рост рынка составлял 2-3%. Это указывает на то, что он остается стабильным, несмотря на все кризисы. Более того, он развивается, создавая новые сервисы и услуги, такие как промышленный интернет вещей (IoT), интернет вещей для физлиц, онлайн-кинотеатры и мобильный интернет и экосистемы, добавил Кусков.

По прогнозам Дениса Кускова, к 2026 году промышленный IoT продемонстрирует рост до 188 млрд рублей — на 5-11%, IoT для физлиц — $5,2 млрд. Отдельно спикер выделил рынок Умного дома, который в последнее время, по его словам, стремительно растет. Так, с 2020 по 2021 рост составил 60,3%, в 2022 — 11,4%, в 2023 — 18,8%. В дальнейшие 4 года ожидается, что данное направление будет увеличиваться в среднем на 7,3% в год, достигнув $2,2 млн.

В свою очередь, президент "ЭР-Телеком Холдинга" Андрей Кузяев рассказал, что по итогам 2023 года интернет-трафик вырос в 26 раз в сравнении с 2000 годом, когда интернетом пользовалось 5% населения планеты. "Для нас интернет — это главный продукт 21 века. Именно этот продукт создает будущее. Интернет для наших клиентов как цифровой кислород: если он исчезает, то это трагедия для каждого", — прокомментировал Кузяев. Спикер также прогнозирует, что в 2036 году произойдет рост интернет-трафика в 18 раз. 

Президент "Ростелекома" Михаил Осеевский сообщил не только о результатах деятельности компании, но и об изменениях, которые произошли после ребрендинга и создания нового позиционирования в 2018 году, которое предусматривало развитие цифровых сервисов.

Говоря о вызовах в ближайшие годы, Осеевский отметил, что сейчас все крупные технологические компании направлены на укрепление технологического суверенитета как следующего этапа импортозамещения. "Сегодня наш крупнейший завод в Санкт-Петербурге работает в две смены, выпуская различное телекоммуникационное оборудование", — сообщил президент "Ростелекома". Он также добавил, что в первом полугодии текущего года, компания планирует выпустить первые опытные образцы базовых станций. Также глобальным вопросом, которым обязательно нужно заняться, является спутниковая связь, которая требует не только большие инвестиции, но и понимание того, как это будет интегрировано с новыми технологиями.

Генеральный директор "Мегафона" Хачатур Помбухчан также представил задачи на перспективу. Так, в рамках Стратегии развития отрасли связи до 2030 года предстоит построить сети 5G и гибридные сети беспроводной связи со спутниковой инфраструктурой, обеспечить полную безопасность и приватность абонента и повысить инвестиционные возможности операторов для создания инфраструктуры мирового уровня. 

Кроме того, как добавил Помбухчан, необходимо обеспечить технологический суверенитет на критической инфраструктуре. Комментируя уход вендоров в 2022 году, спикер отметил, что компания не испытала каких-либо сложностей, так как имелись большие запасы оборудования. Помимо этого, стало плюсом наличие лаборатории и большого числа специалистов, которые работают в направлении настройки и управления оборудования. 

"Мы до этого много работали с европейскими вендорами, сейчас мы все это переставили на рельсы работы с российскими вендорами. У нас есть два форвардных контракта на поставку российских систем радиосвязи. Первые пилотные экземпляры базовых станций мы уже тестируем", — отметил директор "Мегафона".

О планах запустить в 2024 году БС сообщил и член правления и вице‑президент по стратегии и инновациям МТС Евгений Черешнев. Сейчас оборудование, которое было разработано оператором в компании "Иртея", собирается в Томске.

Представитель МТС также рассказал о преимуществах развития экосистем. По его словам, удержание и привлечение клиентов — это всегда затраты: чтобы новый клиент, который про ничего не знает про какого-либо оператора, начал пользоваться его услугами надо потратить определенную сумму. Поэтому, объясняет Черешнев, если компания не строит экосистему с единой сквозной учетной записью, дата-профилем, искусственным интеллектом и модулем машинного обучения, который выполняет узкие задачи, но понимает, как человек использует тот или иной продукт, то она переплачивает. "У нас за 6 лет уровень доверия вырос в 2,5 раза, а отток упал в 4 раза", — добавляет спикер. 

Черешнев также посоветовал при создании экосистемы исходить от "боли" клиентов и создавать сервисы, которые будут их решать.

Генеральный директор "Вымпелкома" Александр Торбахов считает, что сейчас важной проблемой является телефонное мошенничество. По его словам, сегодня приходится предупреждать пожилых родственников, чтобы они не брали телефон, если звонит незнакомый номер, или сразу класть трубку, если начинают что-то просить. 

"Наш источник счастья (связь с близкими — прим. ред.) превратился в источник ада. Людей обманывают, людей грабят, на них сыпется постоянный спам. В этот момент телеком-операторы занимаются чем угодно, только не решением проблемы в своей собственной отрасли. Потому что источником этих проблем, этого грабежа является связь", — прокомментировал Торбахов. Для решения этого вопроса игроки отрасли должны объединиться, к этому же должны присоединится и МВД, и профильные ведомства, считает спикер.