Роскомнадзор  опубликовал перечень иностранных компаний, которые обязаны иметь свои представительства в России с 1 января 2022 года. В список включены 13 иностранных компаний, владеющих 22 информационными ресурсами. Это событие серьезно повлияет на телекомунникационный рынок. 

В перечень вошли: Google (Google Play, YouTube, YouTube Music, Google Chat, Gmail), Apple (iCloud, App Store, Apple Music), Meta Platforms (Facebook, Instagram, WhatsApp), Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte.Ltd., Discord, Pinterest и Twitch.

Эти организации обязаны размещать на сайте электронной формы обратной связи, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с властью, установить на ресурсе счетчик посещаемости, а также ограничить доступ к информации, которая нарушает законодательство.

Мнения в отрасли относительно законодательной инициативы разделились. Так, гендиректор TelecomDaily Денис Кусков сказал “Кабельщику“, что создание списка было верным решением, так как зарубежные IT-компании работают в России, но не платят здесь налоги. “Кроме того, на эти компании очень трудно давить с точки зрения удаления или восстановления информации“, — отметил Кусков.

Юрист Forward Legal Станислав Бородаев сказал ”Известиям”, что реализация закона пойдет на пользу российским пользователям и рекламодателям. Это позволит выяснять отношения с западными digital-компаниями в российских инстанциях, что ”гораздо проще, чем, например, в американских судах”.

Российская журналистка Ксения Болецкая в своем Telegram-канале написала, что в законе есть непонятные моменты. Например, в какие сроки зарубежные корпорации должны поставить счетчик посещаемости. 

"Следующий год среди прочего мы проведем в бесконечных предупреждениях Роскомнадзора - открывайте офис, либо оштрафуем/заблокируем. Эта история с приземлением не только про то чтобы платформы блокировали "неправильный" контент и передавали российским правоохранителям переписку и данные пользователей, но и про деньги — ФНС добивается что весь бысторастущий интернет-бизнес платил в российский бюджет налоги с доходов, заработанных на местных пользователях. И определение этих доходов, ставки налогов и так далее — это будет отдельная борьба”, — уверена Болецкая. 

Автор блога ”ЗаТелеком” Михаил Климарёв обратил внимание, что компании в списке регулятора проранжированы — именно в таком порядке, а не по алфавиту.  

"Думаю, это не спроста. Именно в порядке значимости. Я очень не уверен, что первые четыре заложников пришлют. Ну, хотя бы потому, что "закон о заложниках", это буквальный перевод с турецкого. И, судя по Турции, корпорации немного манкируют законом, отмораживаясь то оргвопросами, то пандемией, то "сотрудник заболел", — высказался Климарёв. 

По его прогнозу, представителя в РФ назначит только соцсеть TikTok, а остальные — “забьют“, а к марту кого-то из конца списка показательно заблокируют.