Ассоциация "Ростелесеть", которая объединяет 195 операторов связи, предложила свой законопроект о трансляции в интернете 20 обязательных общедоступных телеканалов, пишет "Коммерсантъ". Соответствующее письмо ассоциация направила интернет-омбудсмену Дмитрию Мариничеву

Уточняется, что "Ростелесеть" просит принять меры "для для предотвращения разрушения бизнеса операторов кабельного и IPTV". Мариничев переправил письмо в Совет Федерации. Он отметил, что надеется на то, что будет выработано компромиссное решение. 

Предложение ассоциации не предполагает создание единого посредника между телеканалами и операторами. Отмечается, что версия законопроекта от "Ростелесети" предполагает обязать вещателей заменять в интернете контент, на распространение которого онлайн у них нет прав, и уведомлять об этом зрителей. Помимо этого предложено распространять в интернете все версии телеканала для разных часовых поясов. Полный текст законопроекта от "Ростелесети" можно прочитать здесь.

Большинство участников рынка согласились с альтернативным документом. Представитель "Триколора" отметил, что проект "Ростелесети" выглядит более приемлемым, поскольку не навязывает операторам стороннее техническое решение. По мнению компании МТС, предложенный документ "в большей степени отвечает интересам государства, граждан и сложившейся бизнес-практики". 

Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин уверен, что поправка об обязанности предоставить доступ ко всем региональным версиям очень важна. "Представьте, что житель Владивостока хочет посмотреть куранты в новогоднюю ночь, но находит только московскую версию, по которой они будут только через шесть часов",— поясняет он. Впрочем, скептичен он, с учетом развития ситуации законопроект "Ростелесети" "в лучшем случае примут к сведению".

"Коммерсантъ" уточняет, что в "Витрине ТВ" и НМГ отказались от комментариев по поводу предложений "Ростелесети", в РТРС на запрос не ответили.

Институт исследования интернета провел анализ тенденций телевещания в интернете в РФ. Согласно данным исследовательской компании Mediascope за 2019 год, аналитического сервиса SimilarWeb и предоставленных аудиовизуальными сервисами данных, совокупная ежемесячная аудитория общедоступных телеканалов делится на две основные группы:

А. Собственные сайты и сервисы вещателей телеканалов I-II мультиnлексов, включая приложения для различных устройств.

Б. Аудиовизуальные сервисы, через сайты и приложения которых доступен контент телеканалов I-II мультиплексов (агрегаторы).

Сравнение аудитории данных групп сервисов показывает, что в совокупности собственные сервисы, сайты и приложения вещателей обеспечивают менее половины (44,8%) охвата аудитории каналов I-II мультиплекса в сети Интернет, тогда как большую часть (55,2%) охвата обеспечивают сторонние видеосервисы (агрегаторы). Диаграмма отражает ситуацию, сложившуюся в последние годы с развитием сервисов ОТТ-ТВ: вещатели активно развивали договорные отношения с сервисами-агрегаторами, что способствовало росту охвата вещания федеральных каналов в интернете. При этом аrрегаторы активно инвестировали средства в инфраструктуру доставки контента вещателей на всей территории России, в разработку приложений, в создание сетей связи и сетей доставки контента (CDN), в распространение оборудования для абонентов (тв-приставки), и, наконец, в маркетинг и подключение абонентов, в свою очередь увеличивая аудиторию телеканалов для рекламодателей, измеряемую по системе Big TV рейтингов, учитывающих аудиторию телепрограмм в интернете.

Также в Институте отметили, что без рассмотрения остался вопрос нелинейного потребления видеоконтента и видеосервисы, не распространяющие телеканалы I-II мультиплекса, но распространяющие телепрограммы или иной видеоконтент в формате VOD (video on demand, публикация отдельных роликов/файлов контента).

Совокупная аудитория таких сервисов (70% от общей аудитории аудитории видеосервисов) значительно превышает как собственные сервисы каналов I-II мультиплексов (13,5% аудитории) так и агрегаторов, распространяющих общедоступные телеканалы (16,5% аудитории). При этом основная тенденция развития телесмотрения, в особенности среди молодежной аудитории, -это как раз просмотр телепрограмм в формате VOD на различных платформах, включая популярные видеохостинги и социальные сети. 

Таким образом, с ростом аудитории интернета и проникновения новых устройств аудитория телеканалов будет все больше смещаться в сторону различных интернет-платформ и агрегаторов, тогда как сервисы операторов связи принимают гибридную форму и все больше начинают походить на продукты интернет-платформ.

Напомним, что несколько дней назад законопроект о едином поставщике ТВ-каналов в интернете был принят Госдумой РФ в первом чтении.