Технический директор оператора связи "Теле-Маг" Алексей Амелькин обжаловал в Верховном суде требования "Правила взаимодействия операторов связи с органами, осуществляющими оперативно разыскную деятельность", согласно которым необходимо поддерживать постоянный доступ ФСБ к базам данных оператора по специальному каналу связи, сообщает "Медиазона". В Верховном суде Амелькин проиграл, однако теперь готовится подать жалобу в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека).

Уточняется, что "Теле-Маг" работает в Новомичуринске Рязанской области, где проживает в настоящее время менее 17 тысяч человек. Компания занимается кабельным ТВ, интернетом и ремонтом оборудования, работает в городе с 1995 года. Чтобы выполнить требование о круглосуточном доступе ФСБ к базам данных, оператору пришлось оплатить специальный канал связи до пульта ФСБ в областном центре.

В ноябре 2018 года Алексей Амелькин подал иск в Верховный суд, чтобы оспорить требование поддерживать постоянный доступ ФСБ к базам данных "Теле-Мага" по специальному каналу связи, конкретно пункт 12-й уже упомянутых "Правил", согласно которому провайдер обязан поддерживать базу данных с актуальной информацией об абонентах, в том числе информацией "о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи".

По нормам документа ФСБ обладает правом обращаться к базе данных оператора "путем осуществления круглосуточного удаленного доступа". На практике, оператору "Теле-Маг" пришлось заключить с МТС договор о предоставлении специального канала связи, что повлекло за собой дополнительные расходы. Но самостоятельно организовать канал до пульта СОРМ, который находится в областном центре ФСБ, "Теле-Маг" не имел возможности. При этом организация канала, по сведениям от компании, единственный способ выполнить требование о круглосуточном доступе.

Алексей Амелькин, юрист по образованию, сам представлял компанию в суде. Он пояснил, что порядок получения информации от операторов связи должен быть установлен федеральным законом, но о круглосуточном доступе правоохранительных органов и спецслужб к базам данных не говорится ни в законе "О связи", ни в законе "Об оперативно-розыскной деятельности", ни в Уголовно-процессуальном кодексе. Кроме того, Амелькин указал, что правительство, прописавшее правила взаимодействия силовиков с операторами, не было уполномочено определять порядок предоставления доступа к базам данных, поскольку такой доступ без решения суда входит в противоречие с требованиями закона "О персональных данных": "Круглосуточный доступ никак не может быть совместим с требованием, что должно быть решение суда", - заявил он, отметив, что действия ФСБ никак не проверяются и не фиксируются.

Верховный суд не нашел доводы оператора достаточно убедительными и в конце 2018 года постановил, что "ни в одном нормативном правовом акте не устанавливаются временные ограничения доступа к базам данных", при этом положения закона "Об оперативно-розыскной деятельности" "наделяют лиц, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, в установленных случаях правом безотлагательного проведения этих мероприятий, в том числе и в ночное время".

Амелькин и компания "Теле-Маг" подали апелляционную жалобу, но 5 марта 2019 года жалоба была признана необоснованной.

Теперь Амелькин планирует обратиться в ЕСПЧ, а также не исключает и обращения в Конституционный суд. "Мы однозначно рассматриваем заявление в Европейский суд по правам человека. Две инстанции прошли, и когда получим окончательное решение, будем думать. У нас есть время, несколько месяцев - спокойно подготовим и отправим. Вероятно, будем рассылать везде", - рассказал он. При этом Амелькин вспомнил соответствующий прецедент: в 2015 году ЕСПЧ присудил 40 тысяч евро компенсации сотруднику "Фонда защиты гласности" Роману Захарову по жалобе на тотальную прослушку телефонов в России. Соответствующую жалобу Захаров подал в 2006 году, обвинил Министерство связи и ФСБ в нарушении права на уважение частной жизни и тайну корреспонденции в результате обязательной для операторов связи установки оборудования СОРМ. Причем Захаров отмечал, что нет необходимого контроля за работой этой системы, а доказать факт незаконной прослушки в суде очень сложно.

"Медиазона" уточняет, что по данным статистики судебного департамента при Верховном суде, за первое полугодие 2018 года было рассмотрено 250 тысяч ходатайств силовиков о прослушке разговоров или чтении электронной переписки граждан, и только в 404 случаях в удовлетворении ходатайства было отказано.

Юрист правозащитной группы "Агора" Дамир Гайнутдинов назвал решение Верховного суда по делу "Теле-Мага" "пустышкой, в которой даже не имитируется попытка найти баланс между правоохранительными интересами и правом граждан на уважение частной жизни и правом частных компаний на свободу предпринимательства", а также оценил ситуацию в отрасли в целом следующим образом: "Вся система массовой слежки в России строится на принципах абсолютной бесконтрольности спецслужб, при этом операторы, которые должны за свой счет установить все оборудование, по закону об ОРД не имеют никакой возможности проконтролировать соблюдение прав абонентов, хотя по закону о персональных данных и о связи несут ответственность за это. То есть на частные компании возлагается и ответственность, и расходы, и репутационный ущерб. При этом, случись что, любой суд конечно же встанет на сторону государства, иначе эта система не работает".

Напомним, в декабре 2018 года Алексей Амелькин уже рассказывал, как продвигается это дело, 19 декабря 2018 года Верховный суд впервые отказал Амелькину и компании "Теле-Маг" в удовлетворении исковых требований. О самой подаче иска также сообщалось ранее, в середине ноября 2018 года.

 

О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.

Зачем оператору внутренний аудит и как его провести

Управляющий партнер консалтинговой компании "Практика продаж" Валентин Куринька подробно разбирает внутренний аудит абонентского отдела и контактного центра и рассказывает, на какие показатели работы стоит обратить внимание.