В РСПП раскритиковали стратегию развития интеллектуальной собственности Минэкономразвития

12.07.2021 16:42

В профильном комитете РСПП скептически отнеслись к предложенной министерством стратегии развития интеллектуальной собственности, сообщили в пресс-службе комитета. 

Подготовленный Министерством экономического развития РФ проект "Новый рынок интеллектуальной собственности (IP 2.0)" был призван усовершенствовать регуляторику в сфере оборота интеллектуальных прав, однако в РСПП многие формулировки законопроекта вызвали вопросы.

Так, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский отметил, что стратегия "почти на две трети сводится к туманным лозунгам и операционной текучке, плюс ряду откровенно вредных предложений". 

"Мы проанализировали документ, и разделили его содержание на три части. Первая часть – это вмешательство в бизнес, нарушение свободы договора, вторая – снятие барьеров и полезные действия, третья, выражаясь правительственным языком run, "операционка". У нас получилось, что вмешательство в бизнес – это 14 пунктов, реальное снятие барьеров, но с кучей оговорок – 14 пунктов, 11 позиций – run", – отметил он.

Руководитель центра правовых исследований РИЭПЛ Михаил Гапоненко также подчеркнул, что из всех пунктов проекта 29 уже реализуются в рамках плана мероприятий "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность". При этом пять пунктов проекта Минэкономразвития предусмотрены выполнением программы "Цифровая экономика", и два пункта уже реализуются в рамках плана-графика подготовки нормативно-правовых актов по 456 ФЗ "О внесении изменений в Гражданский кодекс". "Только шесть пунктов проекта оригинальны, что, на мой взгляд, ставит под сомнение целесообразность его принятия в том виде в котором он есть на сегодняшний день", – отметил эксперт.

Заместитель председателя комитета Анатолий Семенов подчеркнул, что большинство пунктов обсуждаемого проекта содержат туманные формулировки и скорее напоминают заголовки или лозунги, чем содержательные тезисы. Так, долевое владение результатами интеллектуальной деятельности и товарными знаками – давно назревший вопрос, однако, содержательная дискуссия на эту тему касается конкретных форм урегулирования отношений между держателями долей, будь то по мажоритарному принципу или с сохранением за каждым неисключительной лицензии – чтобы объект, например, культурная ценность, не оказался полностью недоступен. В проекте же все ограничивается пустой декларацией.

Странным представляется требование об обязательной регистрации залога прав, оформленных именно в Роспатенте. "После того как президент подписал указ о единой системе регистрации, то есть о создании Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности, эта инициатива видится устаревшей. Само по себе наличие единого реестра распоряжения правами и объектов прав, наверное, позволит ставить вопрос о возможности регистрации любых договоров. Эту позицию придется корректировать с учетом указа президента", – отметил Анатолий Семенов.

На заседании комитета РСПП также шла речь о законодательном внедрении понятия "креативные индустрии", которое было предложено Министерством культуры. "Мне кажется, законопроект Минкультуры о внесении понятия "креативные индустрии" в Основы законодательства о культуре, скорее приведет нас к новому рынку интеллектуальной собственности 2.0 или даже 3.0, чем те меры, которые мы сегодня обсуждали",  – отметил заместитель председателя Комитета РСПП Сергей Матвеев.

Выступающий подчеркнул, что законопроект определяет креативные индустрии как бизнес, получающий значительную долю дохода за счет распоряжения интеллектуальной собственностью и тратящий существенную часть средств на оплату труда креативных специалистов, которые эту интеллектуальную собственность производят. Подобные субъекты креативного предпринимательства могут легко быть включены в реестр Федеральной налоговой службы и стать адресатами разнообразных льгот и преференций.

Это позволит систематизировать меры государственной поддержки и, что важно, уйти от системы ОКВЭД, которая создавалась как средство статистического наблюдения, а не как инструмент управления экономикой, подчеркнул Матвеев.

С однозначной поддержкой инициативы Минкульта выступил и директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин: "Креативным индустриям нужно придать права гражданства, связанные с налогами и с особым статусом, который можно использовать, оформив права на результаты интеллектуальной деятельности и обретя интеллектуальную собственность. Это самый мощный толчок, который можно дать юридическому взрослению креативных индустрий".

Напомним, о планах закрепить понятия "креативные индустрии" и "творческое предпринимательство" на законодательном уровне сообщалось ещё в середине июня.  Тогда Министерство культуры РФ представило на общественное обсуждение законопроект, который должнен создать благоприятные условия для развития креативных индустрий.