В Бронницах - городе на 20 тыс. жителей с преимущественно частной застройкой - долго останавливаться не пришлось. В городе работает только один продавец интернета. Причем на месте оказалось, что это телеателье, где висела записка "буду через 10 минут". Команда подождала 10 минут и решила ехать дальше. 

В городе Жуковский, центре авиационной науки и промышленности с населением 107 тыс. жителей, действуют три локальных оператора IP Home, Zhukovsky.Net и "Транком". Раньше было еще два, но их выкупил МГТС. По словам представителя IP Home (точнее, местного подразделения "Гигабит-Сервис") от федералов местные уходят к локальным компаниям из-за сервиса и отношения к клиентам. 

Zhukovsky.Net работает на рынке уже лет 20. Компания начинала с предоставления услуг кабельного и цифрового ТВ, сейчас в пакете есть интернет, видеонаблюдение и умный домофон. По городу у Zhukovsky.Net размещены 200 камер, которые устанавливают в основном по госзаказу. Также у оператора есть собственный телеканал - "Жук-ТВ". Его команда снимает местные новости, заседания городского правительства, освещает городские события

Далее команда приехала в гости к "Раменским телекоммуникациям". В компании рассказали об особенностях работы в городе. Например, что более половины населения (а в Раменском проживает 124 тыс. человек) ездит на заработки в Москву. Поэтому уровень зарплат сотрудников необходимо держать близко к столичным. Из интересных находок  ГК "Раменские телекоммуникации" - выездной офис. Это брендированный Fiat Ducato, на котором выезжает сотрудник отдела прямых продаж и на месте, в конкретном районе рассказывает об услугах, нюансах подключения и отвечает на вопросы потенциальных абонентов. При этом оператор заранее сообщает о планируемом выезде в соцсетях. Говорят, что после появления выездного офиса у компании снизился процент отказов. В услуге кабельного ТВ у компании 156 каналов. Предоставляется комплексная услуга с интернетом (100 Мбит/сек). Еще РТК активно осваивает интернет в частный сектор. 

После "Раменских телекоммуникаций" экспедиция отправилась в Aviel. Компания начинала в 1990-х как интернет-провайдер. Поскольку учредителям Aviel было интересно экспериментировать, именно на них обкатывали программу Безопасный регион. Сейчас компания является одним из крупнейших проектировщиков этой программы. Услуга кабельного телевидения появилась у оператора довольно поздно, только в 2012 году. И только потому, что застройщики нового жилья требовали комплексную услугу. Зато еще в 2003 году в Aviel пытались вывести на рынок и разрабатывали разные технологии для "умного дома", типа теплосчетчиков или автоматического управления воздуховодами, чтобы температура внутри дома была оптимальной. Но тогда технология оказалась несвоевременной и убедить заказчиков реализовать ее массово не удалось. Что касается услуги КТВ у Aviel, то по ней абоненту предоставляется 115 телеканалов. Интерактивное ТВ у компании тоже есть, предоставляется от "Смотрёшки". Также у компании есть социальный проект Детский центр, где обучают детей разным развивающим программам - тут и робототехника, и программирование, и ментальная арифметика, и блогерство. 

В компании "Рамнет" "Кабельщику" рассказали, что сделали прорыв после знакомства с "Уфанет". Раньше не планировали двигаться в частный сектор, но увидели там свой потенциал и техническое решение, благодаря которому есть шансы продвинуться.  В 2018 компания внедрила комботарифы. Также работали с "Телекомновацией" по формированию отдела продаж. В результате новые технологии продаж + комботарифы стали важным аспектом развития компании. Но сейчас отдел продаж уже такого влияния не имеет - необходимо развивать соцсети. В 2012 году компания перешла на биллинг Гидра. 

Также команда обсудила со всеми операторами востребованность услуги гигабитного интернета - собеседники признают, что это больше маркетинг, чем пользующаяся спросом услуга, такой интернет берут в основном геймеры; близость к Москве -  из-за этого сложно удерживать специалистов; эффективность покупки со стороны МГТС операторов "Прогтех" и "Оскар" - за ближайшие два месяца после покупки МГТС растерял 80-90% базы. 

Больше информации об экспедиции, личные впечатления и комментария участников читайте в телеграм-канале "Кабельщик на выезде".