2022 - год умной домофонии

21.12.2022 05:28
Умная домофония - далеко не новое слово на рынке телекома. Последние лет пять операторы так или иначе к ней подступались, но именно 2022 стал годом прорыва и повышенного интереса к этому направлению. Услуга стала одной из главных точек роста для многих операторов. “Кабельщик” не мог обойти вниманием этот тренд, поэтому в сегодняшнем материале мы рассказываем - почему домофония стала такой популярной, и подводим своеобразные итоги года, вспоминая самые яркие цифры и мероприятия. 
 

В чем фишка?

Итак, почему же все ринулись в умную домофонию? Если вспомнить, крупные игроки пошли осваивать ее еще в 2018 году. Тогда с пилотными проектами выступили "Ростелеком", "ЭР-Телеком", "Интерсвязь" и другие. Как и многие прогрессивные проекты, умная домофония поначалу напоролась на страх и консервативность жителей, плюс, на сопротивление со стороны компаний, исторически занимавшихся установкой домофонов. Конечно, и сейчас с этим регулярно сталкиваются, но все чаще и собственники голосуют за установку "умных" устройств, и с домофонными компаниями проще договориться о сотрудничестве и разделении дохода. Главное — начать диалог.

Чем же стал примечателен 2022 год? Повышенным спросом на продукты из категории "умный дом", куда, среди прочего, входит и умная домофония. Ритейлеры и маркетплейсы отмечают многократное увеличение продаж умных датчиков, колонок с голосовым помощником, видеокамер, систем безопасности, центров управления умным домом и других smart-продуктов. А в Татарстане, например, по состоянию на октябрь 2022 года зафиксирован двукратный рост спроса на установку умных домофонов.

Операторы, не первый год штурмующие направление умной домофонии, также наблюдают рост интереса клиентов к данной услуге. Среди прочего, это продиктовано активным развитием всевозможных федеральных и региональных программ типа "Безопасный город", "Безопасный регион", "Безопасный двор", "Умный двор", "Электронный дом" и т.п.

На фоне стагнации доходов по классическим услугам операторов (а по данным аналитиков, рост выручки по услугам ШПД и ТВ по итогам трех кварталов 2022 года колеблется в районе 0,9-1,5%), умная домофония имеет хороший потенциал к увеличению ARPU и LTV абонента. Ведь заработок по услуге не ограничивается платой за установку и обслуживание устройства. К услуге можно привязать мобильное приложение с удаленным открытием двери и гостевым доступом, сервис видеонаблюдения и хранения архива. Также можно прописать дополнительный функционал на ключ и использовать его в качестве пропуска или устройства для оплаты проезда, аренды транспорта и т.п. 

"Интерсвязь" функционал оплаты ключом проезда внедрил еще в 2020 году. По словам представителей оператора, опция была популярна во время пандемии, а в 2022 к ней вернулся повышенный спрос за счет ограничений в работе Apple и Google Pay. "С момента отключения зарубежных расчетных систем количество пользователей раздела "Транспортная карта" в мобильном приложении "Интерсвязь. Умный город" увеличилось до 53 000 человек. А ключом от домофона при оплате проезда они воспользовались более 1 500 000 раз", — рассказывала руководитель проекта "Транспортная карта" компании "Интерсвязь" Юлия Сметанина.

Ну и в целом умный домофон помогает повысить узнаваемость бренда (за счет частого контакта с логотипом компании на панели домофона или табличке на подъезде) и лояльность к нему.

Цифры

Чтобы понимать масштабы "поляны", давайте приведем несколько цифр. "Интерсвязь" недавно рассказывала, что у нее установлено 16 000 умных домофонов, из которых порядка 7000 — это домофоны "Сокол", являющиеся собственной разработкой оператора (раньше "Интерсвязь", как и многие другие, использовала панели Beward). "Уфанет" на осень 2022 года отчитывался о более чем 12 000 умных домофонов, работающих в России и СНГ. "Ростелеком" количеством установленных домофонов не делился, но зато в июне сообщал, что его сервисом "Ростелеком Ключ" пользуются 300 тысяч домохозяйств по всей России. Кстати, под развитие данной платформы оператор рассчитывает получить льготный кредит в размере 625 млн рублей. И еще 600 млн кредитных денег компания намерена вложить в систему видеонаблюдения и умного дома.

Раз уж заговорили про деньги, то "Таттелеком" в начале года сообщил о стратегическом партнерстве с мэрией Набережных Челнов по установке IP-домофонии. Инвестиции в проект составят свыше 200 млн рублей. На эти деньги должны установить 7 тысяч умных домофонов, из которых 3,5 тысячи — до конца 2022 года. 

"ЭР-Телеком Холдинг" в феврале анонсировал планы по разработке двух моделей умных домофонов на базе отечественных процессоров "Миландр". В проект вложат 13,6 млрд рублей, 8,8 млрд из которых составят собственные инвестиции оператора, а 4,8 млрд рублей — субсидии. 

Минцифры, в свою очередь, подсчитало, что на оснащение 90 тысяч домов умными домофонами, камерами, счетчиками и датчиками в ближайшие 2,5 года потребуется 350 млрд рублей.

Мероприятия

Если раньше под умную домофонию отводилась пара-тройков докладов, то сейчас под тему выделяется целые круглые столы и даже отдельные мероприятия. Так, на площадке MUSE 2022, например, был организован и круглый стол "Умный домофон — новая "нефть" для оператора", и секция с докладами от поставщиков услуги. Компания "Интерсвязь" осенью провела в Челябинске масштабное мероприятие, посвященное умной домофонии, где презентовала свою панель "Сокол", дарила по 1 устройству на компанию и предлагала пострелять, поджечь и всячески поистязаться над домофонами, чтобы проверить их на прочность. "Уфанет" запустил серию вебинаров, посвященных, в том числе, умной домофонии, а в декабре организовал выезд в Казахстан, где поделился опытом — как с помощью умного домофона и видеонаблюдения увеличить количество активных абонентов. "Школа операторов" также анонсировала несколько семинаров по теме. И это далеко не полный перечень мероприятий по умной домофонии. Очевидно, тренд на активное обсуждение тематики продолжится и в 2023 году.

“Умная домофония” и “Кабельщик”

К чему мы все это вспоминали? Сегодня "Кабельщик" анонсирует новую рубрику — "Умная домофония". Спонсором данной рубрики выступила компания "Уфанет". Как было сказано выше, ребята активно развивают направление, причем не только в России, но и за рубежом, и осенью запустили серию тематических вебинаров для партнеров, где делятся своим опытом и отвечают на вопросы. В рамках совместного проекта с "Кабельщиком" "Уфанет" также будет рассказывать о кейсах по внедрению умных домофонов, о технических и правовых нюансах, о софтверных решениях. И в самое ближайшее время поделится материалом по итогам доклада на мероприятии в Казахстане.

Рубрика "Умная домофония" будет пополняться лонгридами два раза в месяц, а также новостями и другим контентом по теме. Если вам есть что рассказать, прокомментировать или вы хотите задать вопрос — пишите, мы будем рады рассказать о вашем опыте на страницах "Кабельщика" и адресовать волнующие вопросы экспертам из различных компаний. С нами можно связаться по почте report@cableman.ru и в соцсетях. В Телеграм-канале "Кабельщика" есть чат-бот, где любой вопрос или комментарий можно оставить анонимно.