Алексей Волин, ГПКС: У нас нет никаких ограничений по зарубежным рынкам

23.02.2023 10:28

Кабельщик: Какие ключевые цели и задачи стоят перед ГПКС на 2023 год?

Алексей Волин: Главные цели, по сути дела, возникли еще весной 2022 года. Основная задача – обеспечить российских потребителей услуг спутниковой связи необходимыми сервисами в полном объеме и во всех частях земного шара. Потому что после того, как весной 2022 года многие иностранные спутниковые операторы в одностороннем порядке разорвали контракты с российскими компаниями, мы оказались в ситуации, как мы это называем, насильственного импортозамещения, когда фактически две российские организации – ГПКС и «Газпром космические системы» – должны были полностью обеспечить все потребности отечественных потребителей. Наша группировка позволяет нам это сделать, поскольку в последние несколько лет мы активно проводили обновление спутникового парка. За последние два года мы ввели в эксплуатацию четыре космических аппарата – это «Экспресс-АМУ3», «Экспресс-АМУ7», «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Они позволяют работать на всей территории России, даже в Заполярье до 79 градуса северной широты, где мы полностью закрываем Северный морской путь и можем оказывать услуги космической связи. Это удалось сделать благодаря этим четырем спутникам, которые специально имеют более северные лучи покрытия, чем было раньше. Кроме того, в случае необходимости мы можем оказывать услуги и на большинстве зарубежных рынков, потому что на сегодняшний день космические аппараты ГПКС покрывают свыше 80% территории Земли.

К.: Учитывая ситуацию, какие услуги вы можете оказывать сейчас на других территориях?
А.В.:
Это традиционные услуги для операторов спутниковой связи – предоставление связи, интернета и при необходимости распространение телевизионного сигнала. У нас нет никаких ограничений по зарубежным рынкам, на которых мы работаем.

В частности, если говорить о том же самом распространении телевизионного сигнала, на сегодняшний день ФГУП «Космическая связь» задействовано в распространении четырех телевизионных каналов в Бразилии. Быстрорастущий латиноамериканский рынок является для нас достаточно интересным, перспективным, так что мы планируем продолжать там свою деятельность.

Мы работаем на зарубежных рынках вместе с нашими партнерами – международной организацией «Интерспутник», членами которой являемся. И сейчас видим достаточно хороший спрос на спутниковые услуги, в частности в Юго-Восточной Азии.

К.: ГПКС в свое время озвучивал планы на рынок Индии. Вы могли бы рассказать об этом подробнее?
А.В.:
Со стороны Индии определенный интерес есть, но индийский рынок в достаточной степени закрытый: вы ничего там не сможете сделать без местного партнера – все разрешения на частоты и все местные лицензии будет иметь индийский оператор, он просто станет у вас брать спутниковый ресурс. Поэтому я бы больше говорил про Юго-Восточную Азию, про Ближний Восток, Африку и Латинскую Америку.

К.: Если говорить о числе партнеров, то оно как-то изменилось?
А.В.: Число партнеров в целом у нас возросло, потому что те российские компании, которым было отказано в использовании зарубежных спутников, пришли к нам. Что касается зарубежных партнеров, если их число и уменьшилось, то эти компании можно пересчитать по пальцам одной руки. Более того, взамен них появились новые, поэтому их точно не стало меньше, их стало больше.

К.: Одно из приоритетных направлений, которые вы не раз озвучивали, – это создание спутников с полностью отечественной полезной нагрузкой. Первым таким аппаратом должен стать «Экспресс-АМУ4». С заменой и производством каких конкретно компонентов спутниковая отрасль испытывает сейчас проблемы? И кто помимо ИСС им. Решетнева может этим заняться – есть ли у нас еще предприятия и производства?
А.В.:
Давайте я начну с первой части вопроса – испытывает ли отрасль какие-то проблемы? На сегодняшний день проведенная нами и нашими коллегами из Роскосмоса работа показала, что российские производители в состоянии полностью изготовить отечественный спутник связи на стопроцентно российских комплектующих. Это касается как платформы, так и полезной нагрузки – все элементы сегодня могут быть произведены в России.

Если говорить о том, кто может составлять конкуренцию ИСС им. Решетнева, то по состоянию на 14 часов 20 минут 18 января 2023 года, когда мы с вами беседуем, никто. Но в перспективе «Газпром космические системы» намерен построить свой завод по производству спутников. Там уже сделано достаточно много, подготовлен серьезный задел. И мы надеемся, что наши коллеги все-таки выйдут на рынок этих услуг, потому что, конечно же, как предприятие космической связи, мы заинтересованы в том, чтобы в этой области тоже была конкуренция.

К.: С тем, что мы имеем на 18 января, понятно. Но если говорить про компонентную базу и полезную нагрузку до этого момента – каких компонентов не хватало? То есть, что мы заменили за последний год, чего прежде в России не производилось?
А.В.:
Все компоненты были. В стране производились спутники, в том числе с полностью отечественной полезной нагрузкой. Другое дело, что традиционно спутники связи и телевизионного вещания заказывались в кооперации: платформа, как правило, была российская, а полезную нагрузку обычно заказывали у иностранцев. И сегодня именно здесь происходит замещение комплектующих иностранных производителей – это транспондеры, антенны, приемники, лампы бегущей волны, солнечные батареи и целый ряд других деталей, но все они производятся сейчас на российских предприятиях, причем в достаточных количествах.

К.: Расскажите немного о проекте «Сфера». Интересны возможности применения групп спутников, входящих в него.
А.В.:
Программа «Сфера» включает в себя большое количество проектов, среди них есть высокоэллиптические спутники «Экспресс РВ», разработкой которых мы активно занимались. Проект из Минцифры был передан в Роскосмос, и производством «Экспресс РВ» сейчас занимаются предприятия Роскосмоса. Мы отдали туда все свои наработки, которые у нас были, и готовы и дальше помогать коллегам консультациями как по производству аппаратов, так и по строительству наземной инфраструктуры. Это связано с тем, что проект «Экспресс РВ» требует и создания специального приемного оборудования, и наземной сети, которая позволит управлять этими аппаратами. Все эти разработки у нас были, включая проектирование объектов на земле, и мы с удовольствием поможем нашим коллегам из Роскосмоса.

Проект «Гонец». С «Гонцом» мы в прошлом году подписали соглашение о сотрудничестве и взаимном предоставлении услуг. Мы готовы выступать как агенты друг друга, то есть мы можем продавать операторские услуги «Гонца», а «Гонец» – реализовывать наши услуги.

Еще два проекта – это «Скиф» и «Марафон». На разворачивание этих проектов потребуется несколько лет, и мы со своей стороны готовы принимать участие в них своей наземной инфраструктурой там, где потребуется, так как у нас есть сеть центров космической связи. И мы можем создавать вместе с коллегами единую клиентскую платформу, чтобы пользователь не бегал между разными поставщиками, а имел возможность получить комплексную услугу в одном месте, даже не сильно заморачиваясь на тему, кто и где ему эту услугу предоставляет. Мы говорили об этом на конференции SatComRus.

К.: Если в целом оценивать программу «Сфера», можно ли ее считать аналогом StarLink, как о ней говорят на рынке, или у нее все-таки другие цели и иные задачи?
А.В.:
Во-первых, я патриот, поэтому считаю, что это StarLink – ответ на нашу «Сферу». Во-вторых, «Сфера» куда более масштабна и куда более разнообразна, чем StarLink. Потому что StarLink – это просто предоставление спутникового интернета, и, более того, я хочу напомнить, что StarLink не покрывает всю территорию Земли – там есть мертвые зоны, которые никак не могут быть задействованы. А если мы говорим про «Сферу», то за счет комбинации высокоэллиптических, среднеорбитальных, низкоорбитальных и геостационарных аппаратов «Сфера» позволяет обеспечить полное покрытие всего земного шара – и на экваторе, и на полюсах, и на движущихся, и на стационарных объектах. И кстати, с чисто экономической точки зрения она куда менее затратна, чем StarLink.

К.: Давайте поговорим о наземной инфраструктуре. В последние годы у вас проводились модернизация и запуск наземных станций. Есть ли планы увеличивать их количество?
А.В.:
Расширять количество наземных станций мы не будем. Геостационарный спутник хорош тем, что он висит очень высоко, на высоте 36 тысяч километров. На территории достаточно всего нескольких точек, которые полностью охватывают всю спутниковую группировку и позволяют видеть и управлять космическими аппаратами от 14 градуса западной долготы до 145 градуса восточной долготы. В этом диапазоне висят наши спутники, и мы управляем ими при помощи семи центров космической связи. В новых центрах мы не нуждаемся, но что касается модернизации – она идет постоянно. Это как раз одна из тех задач, которые входят в дорожную карту, которую мы подписали с правительством: модернизация оборудования в наших центрах космической связи и ЦУПах, исходя из перехода на отечественные решения. В настоящий момент наша главная задача – сделать полностью импортозамещаемые ЦУПы и ЦКСы. Начинаться все будет с программного обеспечения, а затем можно будет переходить и на новое «железо».

К.: Каковы примерно сроки?
А.В.:
От трех до пяти лет.

К.: В завершение вопрос об Ассоциации участников рынка спутниковой связи. Она уже создана, кто в нее вошел, какие планы на эту организацию?
А.В.:
Ассоциация создана, сейчас обсуждается вопрос о вступлении в нее крупных игроков. ГП КС как раз находится на стадии подготовки заявления на вступление в ассоциацию. Заниматься ассоциация будет координацией научно-технической политики, помощью в импортозамещении, в предоставлении информации и установлении контактов с производителями спутниковых компонентов, анализом рынка и маркетинговыми взаимодействиями. Еще, конечно, международная деятельность. В частности, на очередной встрече потенциальных участников ассоциации у нас обсуждался вопрос о том, что можно идти общими усилиями на разного рода международные площадки – выставки, конференции и другие подобные меропрития.

Часть потенциальных членов ассоциации задавалась вопросом, нельзя ли получить какие-то скидки или преференции, потому что некоторые участники рынка говорили «мы не совсем понимаем, в чем наша выгода?». В этом отношении подход очень простой: Ассоциации не нужны члены, которых надо уговаривать. Ассоциации нужны члены, которые понимают, зачем они туда идут, а если кто-то не понимает, зачем он туда идет, – с ним никто не будет проводить разъяснительную и воспитательную работу из серии «подрастешь – узнаешь».

К.: Спасибо за беседу!