Д.Крамаренко: "В регионах растет спрос на платное ТВ"

23.10.2014 16:29
В связи с новыми законодательными нормами и непростой политической ситуацией в стране, любое событие, которое раньше воспринималось по одному, сейчас воспринимается по-другому. Как это отразилось на деятельности "Акадо", "Кабельщику" рассказал вице-президент по коммерческой деятельности группы компаний "Акадо" Денис Крамаренко.
 
Кабельщик: Несмотря на то, что компания "Акадо" уже объясняла причину выключения из состава своих пакетов канала Eurosport, обсуждение этого вопроса как минимум на уровне блогов и форумов не закончилось. А какой эффект вы наблюдали после этого события?
 
Денис Крамаренко: После отключения "Евроспорта" мы получили среди прочего отклики абонентов, которые почему-то примешивали сюда политические события, санкции и многое другое. Хочу пояснить, что замена или исключение телеканала из сети оператора — обычный рабочий процесс. У нас закончился срок действия договора с "Евроспортом". По результатам переговоров о продлении сотрудничества мы вынуждены были заменить Eurosport другим спортивным контентом. И это абсолютно нормальная ситуация. 
 
К.: А почему вы не стали продлять контракт? Дальнейшее вещание "Евроспорта" было бы для вашей компании убыточным? Дело в этом?
 
Д.Крамаренко: Не могу комментировать то, чего уже, возможно, не будет. Скажу одно: если это партнерство, то оно должно быть взаимовыгодным. Из-за роста курса иностранных валют повышается стоимость оплаты тем вещателям, которые предоставляют свои услуги в долларах или евро. В то же время жесткая конкуренция на рынке вынуждает провайдеров стремиться сокращать валютные риски, чтобы защитить своих пользователей, и уменьшать возможное влияние этих рисков на тарифы для абонентов. Кроме того, растет конкуренция и между самими платными телеканалами. Все это, несомненно, влияет на исход переговоров, которые ведут операторы и телеканалы. 
 
К.:До сих пор на рынке ходят слухи, что вслед за "Евроспортом" из сети "Акадо" уйдут и каналы группы Viasat. И причиной тому может стать потенциальное повышение цен на канал для провайдера, которое сам вещатель ввожит в связи с запретом рекламы на неэфирных каналах... 
 
Д. Крамаренко: Телеканалы Viasat по-прежнему доступны абонентам "Акадо Телеком", но срок действия нашего договора истекает. Повторюсь, отношения между операторами и телеканалами носят рыночный характер, что подразумевает соблюдение интересов всех сторон. Это один из законов здорового рынка. Что касается предполагаемого увеличения платы телеканалам за вещание в кабельных сетях, то мы ведем открытый диалог с партнерами для поиска решения, которое устроило бы всех. Я имею ввиду не только нас и телеканалы, но и абонентов, которые могут ощутить на себе последствия такой ценовой политики телеканалов в виде возможного повышения платы за пользование контентом.
 
К.: Вы ушли от прямого ответа — что ж, поживем-увидим... Все хотят заработать, это понятно. Но есть, как Вы правильно заметили, и абоненты. Что вы, как провайдер, готовы им предложить вместо телеканалов, которые отключаете?
 
Д. Крамаренко: Так как эксклюзивного контента сегодня очень мало, то один канал при желании можно практически безболезненно для абонента заменить другим. Но это не происходит чисто механически: естественно, мы проводим анализ того, как отключение телеканала скажется на лояльности зрителей. Например, когда речь идет об отключении спортивного канала, проводится оценка популярности трансляций. Мы понимаем, что спортивный контент — один из наиболее востребованных. К сожалению, мы пока не нашли взаимопонимание с "Евроспортом". Но нам удалось компенсировать отсутствие его каналов в сети лучшими спортивными телеканалами "НТВ-Плюс", причем один телеканал был включен в состав услуги "Антенна Акадо". В сентябре в качестве альтернативы "Евроспорту" абонентам цифрового телевидения "Акадо Телеком" было предложено девять спортивных каналов "НТВ-Плюс" в SD и HD форматах. Новое пакетирование спортивных каналов "НТВ-Плюс" является эксклюзивным: оно разработано совместно с телекомпанией с учетом потребности аудитории "Акадо Телеком" в качественном спортивном контенте.
 
Если речь идет о фильмовом контенте, то мы также изучаем состав тематического пакета или эфир телеканала и сравниваем его с аналогичным контентом у других вещателей. Так мы находим максимально похожие каналы, которые могли бы удовлетворить зрителей и познакомить наших пользователей с интересными альтернативами. 
 
Вообще влияние контента на выбор оператора абонентом не такое сильное, как раньше: набор каналов у операторов сегодня примерно одинаков. На чем может выиграть оператор, так это на отдельных пакетах с эксклюзивным контентом. Эксклюзива мало, но он все-таки есть! И его предлагает сегодня любой серьезный телеканал. Но, на мой взгляд, это не массовый продукт, не инструмент для переманивая абонентов, а, скорее, способ повысить лояльность абонентов и увеличить ARPU.
 
К.: Допустим, контент у всех одинаков, эксклюзива мало, пакетирование тематическое тоже у всех. На чем будет строится конкурентная борьба операторов в ближайшее время?
 
Д. Крамаренко: Я думаю, в ближайшие годы операторы будут конкурировать между собой по удобству потребления контента и уровнем сервисного обслуживания. 
 
Если говорить о дополнительных сервисах, то следует отметить технологию ОТТ. Но она будет востребована пользователем в том случае, если он хочет посмотреть что-то очень быстро и получить максимум информации за короткое время: новости, дайджесты, видеоролики и т.д. Естественно, телевидение высокой четкости — HD и UltraHD — тоже станут неотъемлемой частью предложений оператора. 
 
К.: Каким вы видите будущее платного ТВ?
 
Д. Крамаренко: Оно будет активно развиваться в регионах и качественно меняться в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Екатеринбурге, где мы работаем, растет спрос на услугу платного телевидения. В результате рост абонентской базы ТВ-услуг по сравнению с прошлым годом в Екатеринбурге составил 20%. Он опережает среднегодовые темпы роста абонентской базы платного телевидения в целом по России в 2014 году, которые не превышают 6%. 
 
В мегаполисах типа Москвы и Санкт-Петербурга можно спрогнозировать развитие ОТТ-сервисов. Об этом, кстати, говорят и аналитики: по оценкам J’son & Partners Consulting, мировой рынок ОТТ-видеосервисов только с 2011 по 2014 годы увеличился более чем в 3 раза. Для удовлетворения потребительского спроса на эту услугу мы работаем над запуском интерактивной платформы, которую планируем запустить в 2015 году. Развитие рынка Smart TV также будет стимулировать интерес абонентов к этому сервису. Эксперты из J’son & Partners Consulting считают, что в России к 2017 г. наличный парк Smart TV достигнет 29,8 млн установленных устройств, что составит 22% от общего парка телевизоров.
 
К.: Спасибо!