Гадание на кабельной гуще

03.03.2014 15:48
Ведущий аналитик исследовательской компании IHS Гай Биссон занялся неблагодарным делом — прогнозами. И составил блог, в котором размышляет — каким будет 2014 год для мировой кабельной индустрии. "Кабельщик" посчитал этот материал интересным для российской публики и перевел его.
 
Гай Биссон, директор подразделения по телевизионным исследованиям IHS
 
"Если бы только я относился к тому типу людей, которые считают, что стакан наполовину полон. Если бы так было, я мог утверждать, что был наполовину прав в своих прогнозах о том, что станет двумя самыми главными событиями для кабельной индустрии в 2013 году. Но проблема в том, что я не такой. Мало того что я рассматриваю каждый стакан как полупустой, я еще и верю, что наполовину пустой стакан так же хорош, как и его отсутствие. Это означает, что я должен признать, что ошибался в своих прошлогодних размышлениях о том, что Vodafone не будет настойчив в приобретении Kabel Deutschland, что в итоге оказалось одним из двух ключевых событий 2013 года.
 
Другим ключевым событием стало решение Virgin Media и Com Hem взять "на борт" Netflix в качестве контент-партнера в рамках сотрудничества с TiVo. И вот это событие я предсказал еще несколько лет назад, постоянные посетители Кабельного конгресса это знают.
 
На первый взгляд, эти два события особо не перекликаются друг с другом. Что связывает приобретение немецкой кабельной компании телеком-оператором, стремящимся к доступу к местной фиксированной сети, и переговорам двух североевропейских кабельных компаний по поводу контента? На самом деле, не только эти два события связаны друг с другом, но именно они служат предпосылкой к пяти моим предсказаниям на 2014 год.
 
1. Мобильные операторы будут чаще стремиться к созданию альянсов с владельцами кабельной инфраструктуры, ТВ-операторами и правообладателями.
 
Вот реальная история: несколько лет назад я получил звонок от клиента, работающего в сфере телекоммуникаций, который сказал, что мои прогнозы по ARPU для европейского рынка платного телевидения "очевидно неправильны". Он аргументировал это тем, что ARPU всегда стремится вниз, а не вверх, как это следовало из моего прогноза. Я вежливо объяснил, что в Pay TV-бизнесе ARPU действительно можно со временем увеличить, но эта концепция была явно чужда данному клиенту.
 
Эта история наглядно иллюстрирует, почему сделка между Vodafone и Kabel Deutschland как между мобильным и кабельным оператором, не будет единичной. Мобильные операторы сидят на невероятно жирных дистрибуционных сетях, дальнейшим стимулом для развития которых является дистрибуция видео и развлечений. Для мобильных игроков сфера развлечений представляет собой возможность получить кусочек того таинственного роста ARPU, о котором я говорил выше.
 
В то же время для операторов платного ТВ такое сотрудничество дает не только основной плюс в виде интернета, но и возможности по предоставлению развлекательных сервисов на множестве устройств. Таким образом, создание альянсов, которые еще несколько лет назад рассматривались как сомнительное партнерство с точки зрения выгоды для кабельных операторов, теперь выглядит вполне рационально.
 
Мобильная связь занимает одно из ключевых значений в будущем "святой кабельной троицы": мультиканальные развлечения, широкополосный доступ и телефония.
 
2. Сети доставки контента (CDN) станут следующей ключевой сферой для инвестиций и приобретений в кабельной отрасли.
 
Кабельные операторы всегда крутились в бизнесе вложений и владения инфраструктурой. И теперь они наверняка обратят свои взгляды в сторону CDN, как на инфраструктуру, имеющую решающее значение в вопросе успешности на ниве OTT. Инвестируя и приобретая CDN-инфраструктуру, кабельные операторы получают возможность не только сохранить свои лидирующие позиции как развлекательных провайдеров, но и также создать новый сегмент для получения доходов, предлагая b2b-услуги по части CDN-сервисов для своих партнеров (каналов, контент-провайдеров). На мой взгляд, это естественный шаг для индустрии.
 
3. Добавление операторами Wi-Fi-доступа и доступа за пределами дома к развлекательному контенту будет становиться нормой.
 
Если мобильные альянсы становятся распространенными и инвестиции в CDN — нормой, то операторы начнут смотреть за границы triple-play и даже quad-play, доступ к контенту за пределами дома станет пятым сервисом в арсенале кабельного оператора. Wi-Fi-доступ к контенту уже предлагается рядом кабельных операторов, но эта история получит лучшее развитие в связи с предоставлением полного комплекса OTT-услуг, охватывающего лучшее предложение по кабельному контенту, ШПД и мобильным сервисам. И это означает, что...
 
4. Супер-быстрого интернет-соединения будет недостаточно, чтобы дифференцировать кабельное предложение, и контент снова встанет во главу угла. 
 
То есть контролирование контента, то, от чего индустрия отошла в последние годы, снова станет движущей силой для сервисного дифференцирования. Быстрое интернет-соединение было главным драйвером для роста кабельной индустрии в последнее десятилетие и основной частью triple-play-позиционирования. И до настоящего времени кабель был высококонкурентным, выигрывая битвы "цена-скорость" за пользователей по всей Европе.
 
Тем не менее, теперь, когда ШПД-интернет рассматривается как доступ к полному комплексу развлекательных услуг (кстати, некоторый 4K-контент будет широко распространяться вначале через ШПД-сети, а не через традиционные вещательные), кабельные операторы будут дифференцировать их интернет-предложение по доступу к контенту и услуги, связанные с этим. Таким образом, деньги, которые больше не тратятся на операции с линейным контентом будут направляться на OTT-контент.
 
5. OTT-провайдеров будут рассматривать как друзей, а не как врагов.
 
Это уже даже не прогноз, это действительность, которая уже наступила. Мы видим это на примере сделок, заключенных Netflix’ом c Virgin Media и Com Hem.
Темы