IBC'2025: будущее телевидения в IP, но путь к нему остается гибридным

20.10.2025 14:09

Каждый год IBC напоминает нам о светлом будущем телевещания: современных IP-видеостандартах, облачном продакшене, всесильных ИИ-помощниках и трансляциях в 8K. Но вернувшись с IBC'2025 в Амстердаме, я задумался не о том, что показывали на стендах, а о том, как эта трансформация происходит на практике. 

Нам нужно признать: революция в телевизионной отрасли идет гораздо медленнее, чем это кажется по красивым презентациям. 

Картинка и реальность

Для полного перехода на IP необходима не только покупка оборудования — требуется перестройка всей инфраструктуры. И мы знаем, что такие проекты для телекомпаний становятся сложными задачами, на планирование и реализацию которых уходит по несколько лет. 

Причина не только в деньгах. Западные компании здесь сталкиваются с теми же проблемами, что и российский рынок:

  • Технические барьеры. В отличие от устаревшего формата SDI, где сигнал передается по одному кабелю, современный IP-протокол ST 2110 разбивает видео, аудио и метаданные на отдельные потоки. Для их синхронизации нужна точная настройка через PTP (Precision Time Protocol) и особые свитчи с поддержкой микросекундной точности.
  • Совместимость. Стандарт SMPTE ST 2110 — это целый набор различных документов: одни описывают передачу видео, другие — аудио, субтитров и служебных данных. Оборудование должно поддерживать все эти части и уметь договариваться между собой. Без этого интеграция превращается в ручное подключение "черных ящиков".
  • Сетевые вопросы. Один поток несжатого UHD-видео в ST 2110 — это больше 10 Гбит/с. Студия с десятком камер быстро упирается в сотни гигабит трафика, что требует магистрали на 100 Гб/с или 400 Гб/с. А это совсем другие порядки инвестиций. Неудивительно, что одна из ярких новинок на IBC’2025, которая нас порадовала, — это поддержка скорости 400 Гб/с на облачной платформе доставки видео Nimbra Edge от компании Net Insight.
  • Кадровый голод. Для работы с IP современным инженерам необходимы навыки сетевого администратора: настройка VLAN, маршрутизация, QoS, диагностика сетевых проблем. Таких специалистов нужно либо растить самим, либо переманивать из ИТ-сферы, где зарплаты гораздо выше тех, что может предложить телевидение.
  • Российская специфика. У российских вещателей к списку проблем можно добавить уход западных брендов и неполный спектр отечественных решений. За последние три года доля российских решений в проектах модернизации ТВ-студий по нашим оценкам выросла с 30% до 60-70%.

долби

Ярким примером такой модернизации является новая студия телеканала ТВЦ, которая запустила работу на стандарте SMPTE ST 2110 в этом году. Изначально компания планировала использовать исключительно зарубежное оборудование. Но так как российская платформа мониторинга начала поддерживать современные форматы, у компании появилась возможность внедрять новые технологии и сочетать этот процесс с импортозамещением. 

Сегодня российские вещатели успешно интегрируют проверенные отечественные решения, полностью заменяя зарубежные аналоги. Иностранные технологии используют только там, где локальных альтернатив пока нет.

Гибридность не компромисс, а стратегия

С учетом этих сложностей неудивительно, что одним из главных трендов IBC2025 стала гибридная инфраструктура. Даже крупнейшие производители признали очевидное: телекомпании не готовы "перепрыгнуть" из SDI в IP за один шаг. Поэтому все наше внимание было приковано к решениям, которые помогают объединить два мира — и находить уникальные пути модернизации для каждого телеканала с учетом его исторически сложившейся инфраструктуры.

Grass Valley показали гибридные сетевые решения, соединяющие SDI, IP и AMPP в одном устройстве. Несколько новых конвертеров от AJA позволяют интегрировать и синхронизировать потоки ST 2110 с существующим SDI и HDMI-оборудованием. Компании представили свое видение постепенного перехода на IP, начиная с самых критичных узлов: например, организовать магистраль между зданиями на IP, а студии оставить работать на SDI. 

грасс валлей

Evertz продемонстрировали гибридное ядро ENX, которое может работать одновременно с SDI и IP, плюс поддерживает bulk compression — легкое сжатие для снижения требований к полосе. 

Кадровый вопрос также нашел отражение в трендах. Производители стремятся упростить настройку систем и решить проблему синхронизации аудио- и видеопотоков. Расширенная поддержка аудиостандарта ST 2110-30 для технологии Dante — один из таких шагов. 

Гибридная инфраструктура, с нашей точки зрения, сегодня является разумной стратегией, а не компромиссом. Она позволяет:

  • Растянуть инвестиции на несколько лет, а не требовать крупного годового бюджета на трансформацию.
  • Сохранить работающее SDI-оборудование, которое еще не выработало свой ресурс.
  • Выстраивать IP и облачные сервисы постепенно, начиная с тех задач, где они дают максимальную отдачу.

Особенно это актуально для российского рынка. Мы помним, что переход на HD занял больше десяти лет, и до сих пор далеко не все каналы его завершили. Переход на IP будет не быстрее — и это нормально. 

Опираясь на опыт нашей компании, мы знаем, что единовременно обновить инфраструктуру может позволить себе не каждый заказчик. Иногда это получается сделать, когда в бюджете заложена плановая модернизация студии. Но большинство компаний действует поэтапно, находит переходные или временные решения, которые в России, как и во всем мире, становятся доступнее.  

евс

Что дает IP там, где он уже внедрен

Компании, которые уже перешли на IP-инфраструктуру, получают доступ к принципиально новым возможностям. Для них на IBC’2025 было действительно много интересного.

Media Distillery показали решение TV Highlights, которое автоматически нарезает хайлайты из спортивных трансляций. Это не просто красивое демо: система работает в продакшене у оператора Sunrise, где она обрабатывает футбольные матчи и генерирует нарезки практически в реальном времени.

Одним из самых впечатляющих для нашей команды стал проект ИИ-ассистентов для живого производства от консорциума компании CUEZ и партнеров. Это система агентов, которая работает рядом с режиссером в реальном времени. Она анализирует происходящее, предлагает ракурсы, отслеживает ключевые моменты события, может управлять камерами. Представьте спортивную трансляцию, где ИИ подсказывает режиссеру, что сейчас стоит переключиться на крупный план игрока или сохранить момент для использования в хайлайтах: полноценный помощник, который управляет и принимает решения.

Отдельно стоит упомянуть Blackmagic и релиз DaVinci Resolve 20.2 с поддержкой Apple ProRes RAW. Теперь одна из самых популярных программ для профессионального постпродакшена поддерживает формат видео нового iPhone 17 Pro и позволяет сразу использовать его в проекте без конвертации. Это полностью стирает границы между профессиональным и любительским оборудованием. 

Все эти решения демонстрируют перспективы, которые откроются в будущем с переходом на IP и облачные технологии. Российский рынок движется в этом направлении: адаптирует ПО для облачного развертывания с использованием контейнеризации и экспериментирует с интеграцией внешних ИИ-сервисов. Гибкие, умные, легко масштабируемые системы — то, чего все мы ждем от цифровой трансформации.

хайвижн

Реалистичный маршрут вместо революции

Безусловно, будущее телевидения — в IP. Но вопреки желанию крупных вендоров переход будет постепенным: мы уверены, что в ближайшие годы на горизонте все еще будут доминировать гибридные архитектуры и соответствующие технические новинки. Это общий путь для всех нас: и крупных международных игроков, и российских компаний.

Для нас IBC’2025 в этот раз показала не революцию, а реалистичный маршрут. Отрасль движется к новым стандартам шаг за шагом, учитывая реальные ограничения: бюджеты, кадры, совместимость, необходимость поддерживать работающие системы. Мы уже наблюдаем, как такие уникальные решения через пару лет вырастают в отдельный экспортный продукт.

буст

Российским компаниям это дает возможность учиться на опыте других и планировать трансформацию, исходя из реальных задач бизнеса. Гибридные архитектуры дают время и гибкость — и это, по нашему мнению, самый важный урок этого года.

Об авторе

Алексей Данилов
Генеральный директор "Стрим Лабс"