Как смотрят телевизор в разных городах нашей страны

Обычно статистика по телесмотрению охватывает либо Россию в целом, либо отдельно взятые федеральные округа, а вот конкретика по городам почти не публикуется. Хотя, если рассматривать отдельно взятые крупные города, там можно найти интересные особенности. "Кабельщик" при содействии MediaHills решил присмотреться ближе к зрительским предпочтениям в городах Ростов-на-Дону, Красноярск и Екатеринбург, и проанализировал их телесмотрение за период с февраля по май 2022 года.
 
Региональные телеканалы
 
Наиболее активно региональное ТВ представлено в Красноярске — там действуют шесть региональных телеканалов ("Енисей", "7 канал Красноярск", "Афонтово", "Прима", "ТВК Красноярск", "8 канал Красноярский край"), и это не считая ОТР с региональными вставками и филиалов ВГТРК. Три телеканала — "Енисей", "7 канал Красноярск", "Афонтово" — по результатам измерений февраль-май 2022 входят в топ-30 самых популярных каналов по доле аудитории. "Енисей" является обязательным общедоступным телеканалом в Красноярском крае, находясь на 21 кнопке, а "7 канал Красноярск" в 2020 году стал официальным телеканалом города и получил 22-ю кнопку у всех кабельных операторов. "Афонтово" — это частный красноярский телеканал, известный региональный телевизионный бренд России. 
 
В Ростове-на-Дону вещают три региональных телеканала ("Дон 24″, "Первый Ростовский" и "Ростов-папа"). "Дон 24″ в феврале-мае 2022 вошел в топ-30 самых популярных каналов по доле аудитории. Телеканал "Дон 24″ был создан в 2016 году, когда в результате слияния "Редакции газеты "Молот" и "Редакции газеты "Сальская степь" появилось государственное предприятие "Дон-медиа". Телеканал имеет статус официального регионального, обязательного для распространения на территории Ростовской области. "Первый Ростовский" был зарегистрирован в декабре 2019 года, территория распространения — Ростов-на-Дону, транслируется на 22-й кнопке у всех кабельных операторов региона.
 
Меньше всего региональных телеканалов в Екатеринбурге — это "ОТВ Екатеринбург", получивший 21 кнопку, и "4 канал", вещающий на 22 кнопке, но оба они входят в топ-30. Примечательно, что несколько лет назад, как и в Красноярске, в Екатеринбурге действовало больше региональных каналов. Но за последнее время ситуация изменилась. Студия "Ермак", согласно каталогу "Кабельщика", остановила работу в 2017 году. 3 августа 2019 года телеканал "10 канал-Губерния" прекратил своё существование. А телеканал "Студия-41"й приостановил вещание временно, на его базе планируется запуск канала о путешествиях U-Travel. 
 
Региональная специфика телесмотрения, безусловно, есть, считает управляющий телекомпаниями ОТВ и "Четвёртый канал" Екатеринбурга Элеонора Расулова. Если сравнить два телеканала 21 кнопки в Челябинске и Екатеринбурге, то картина будет разная: "Анализируя данные Mediascope, я вижу, что в Челябинской области доля "Челябинского Областного телевидения" превышает на наш взгляд все мыслимые и немыслимые прогнозы. А "Областное телевидение Екатеринбурга", при одинаковом контенте, при одинаковом подходе, при примерно одинаковом программировании сетки имеет совершенно другие цифры — в разы меньше. Между Челябинском и Екатеринбургом 200 км. И такая вот разная картина при практически одинаковом программировании", — комментирует Элеонора Расулова. Управляющий "Четвёртого канала" также подтверждает, что региональное смотрение падает, при том что доля федеральных телеканалов растет на фоне последних событий: "Общероссийская повестка людей интересует больше, нежели местная". Также Элеонора Расулова отмечает, что разница количества просмотров новостей в соцсетях и в телеэфире различается в разы. "Если у меня охват новости в соцсетях в течение дня 486 тыс. просмотров (например, недавно была новость про открытие бассейна в Екатеринбурге на небоскребе), то идентичная новость по телевизору собрала 71 600 просмотров. Люди потребляют новостной контент из разных сред. При одинаковом подходе конверсия в социальных сетях выше. И та среда, которая оперативнее, удобнее, ближе, там зритель и смотрит"
 
(кликните на картинку, чтобы увидеть в полном размере)
 
Топ эфирных событий
 
Местные "Вести" во всех трех городах входят в топ-10 самых популярных эфирных событий периода февраль-май. Причем в Красноярске "Вести. Местное время" стали самым популярным событием по рейтингу (в этот день был концерт в городе в честь присоединения Крыма). В Ростове-на-Дону популярнее, чем "Вести. Дон" 24 февраля, было только обращение президента 21 февраля. Но и в прошлом году в измеряемый период региональные новости попадали в топ самых популярных эфирных событий. В Ростове-на-Дону "Вести. Местное время" 19 мая 2021 и "Вести.Дон" 12 мая 2021 занимали вторые и третьи строчки по рейтингу и четвертые и пятые места по доле соответственно. В Екатеринбурге в период февраль-май 2021 года "Местное время. Вести-Урал" также возглавили топ самых популярных эфирных событий. По словам Дмитрия Колесова, "Вести. Местное время" часто занимают и большую часть топ-100 самых рейтинговых передач. Возможно, дело не только в интересе к местным событиям, но и в особенностях программирования, так как местные новости идут после основных "Вестей" и имеют небольшой хронометраж. 
 
"У нас иногда доля телесмотрения у вечернего прайма (местных новостей) выше, чем у федерального, — подтверждает Наталья Яншина, начальник коммерческого отдела ГТРК "Дон ТР". — У нас есть свое отличие, исходя из специфики нашего региона. Ростовская область — это южный регион, заточенный на сельское хозяйство. И наш зритель, наверное, возрастной, это 55+. Кроме того, большую долю наших зрителей составляют люди, которые работают на земле — фермеры, дачники. Поэтому большой интерес у зрителя к новым сельскохозяйственным технологиям — семенам, новым сортам, урожайности. Это дачно-аграрное направление занимает значительную долю зрительского интереса, судя по сайту телеканала. Также аудиторию интересуют программы для малого и среднего бизнеса — Ростов-на-Дону традиционно купеческий город, здесь многие занимаются торговлей, поэтому интересуют новости, касаемые предпринимательства и господдержки"
 
Также примечательно, что в Красноярске и Екатеринбурге события Пекинской Олимпиады, которая проходила с 4 по 20 февраля этого года, (открытие, закрытие, лыжные гонки, хоккей) попали в топ эфирных событий, а в Ростове-на-Дону — ни одно соревнование или церемония Олимпийской недели в топе не оказались. По словам Дмитрия Колесова, Олимпийская неделя — всегда топовая передача для Сибири, это особенность именно этого региона. Даже Кубок мира по биатлону может перебить по цифрам Парад Победы. А Пекинская Олимпиада была еще и удобна по времени для Красноярска и Екатеринбурга. 
 
Неэфирные телеканалы
 
В событиях, связанных с неэфирным телевидением, стоит отметить резкое падение в периоде февраль-май в целом доли аудитории тематических телеканалов — во всех указанных городах (например, в Ростове-на-Дону с 32% до 13,3%). Что неудивительно, учитывая выросшие доли эфирных телеканалов. Так, доля первой пятерки эфирных каналов в Ростове-на-Дону выросла на 15,9%, а доля всех каналов первого и второго мультиплексов — с 65,6 до 83,5, забрав на себя аудиторию тематического тв. Но при этом во всех трех городах внутри аудитории тематического ТВ перераспределение телеканалов по тематикам практически не изменилось. 
 
Правда, нельзя не заметить рост доли новостных неэфирных телеканалов (если смотреть по аудитории внутри тематического ТВ). С 2,0% до 7,2% в Красноярске, с 3,3% до 7,9% в Екатеринбурге и с 2,6% до 8,6% в Ростове-на-Дону, Скорее всего, это произошло из-за роста интереса к телеканалам "Известия" и РБК — так, в Ростове-на-Дону оба этих телеканала попали в топ-30 всех просматриваемых телеканалов. 
 
Также из интересных данных — низкий интерес к каналам развлекательной направленности в Ростове-на-Дону. Доли телеканалов направления entertainment намного ниже, чем в Красноярске и Екатеринбурге. И, напротив, мы видим рост интереса к этому жанру в двух последних городах (если смотреть по аудитории внутри тематического ТВ), при том что списки измеряемых телеканалов во всех регионах не сильно отличаются. Так, в Ростове-на-Дону, на направление entertainment приходилась доля 7,5% в феврале-мае прошлого года и 6,8% в этот период текущего года. В Екатеринбурге доли этого же направления составили 14,0% и 17,8%, соответственно, а в Красноярске — 15,1% в 2021 году и 19,1% в 2022.
 
(кликните на картинку, чтобы увидеть в полном размере)