Каждому британцу по медиапотребностям

10.06.2014 15:50

Еще восемь лет назад мировой медиа-ландшафт выглядел совершенно иначе. В то время аналог был «главным» по телевидению, смартфоны были в зачаточном состоянии, о планшетах еще никто не помышлял, а у Facebook’а было «лишь» 12 млн пользователей – не то что нынешние 1,3 млрд.

Тем не менее, много вещей, получивших развитие в 2006 году, остаются актуальными и по сей день. Например, роль мобильных телефонов в сфере развлечений, статусность традиционных медиа, доверие к новостям и привлечение обычных граждан к созданию ТВ-контента.

Аналитики из компании Deloitte  провели масштабное исследование, чтобы понять – как изменился медиа-ландшафт за последние восемь лет,  и как за этот же период трансформировались привычки пользователей в медиапотреблении. Для этого они в режиме онлайн опросили 2 тысячи англичан в возрасте от 16 до 75 лет, задав им вопросы на тему их медиа-интерактивностей, развлечений, потребления информации и возможности изменения их привычек и предпочтений в будущем. И вот к каким результатам они пришли.

Пользователи Великобритании медиа-зависимы

В среднем англичане смотрят телевизор по 4 часа в сутки, при этом переключаясь в основном по девяти каналам. Радио также для них имеет значение, но в меньшей мере – две трети респондентов заявили, что слушают его как минимум раз в неделю, причем чаще всего они это делают в машине.

Половина опрошенных до сих пор покупает печатные газеты, более 10% читают газеты, купленные не ими лично, а взятые у кого-то другого, и еще 31% респондентов предпочитает знакомиться со статьями и новостями на сайтах изданий.

По признанию 83% участников исследования, им важно оставаться в курсе последних новостей, в то же время три четверти респондентов  отмечают, что формат 24-часовых новостных каналов для них скучен.

Пятая часть опрошенных сообщила, что они регулярно читают журналы, при этом 40% из них потребляют их в онлайн-формате, а 30% - как в онлайне, так и в печатном виде.

Чтобы не отклоняться от телевизионной темы, скажем, что в целом пользователи Великобритании продолжают наслаждаться богатым и постоянно расширяющимся выбором традиционных и новых источников медиа-контента. И что суммарно медиа-индустрия обеспечивает страну 5,6% рабочих мест, и с каждым годом все больше увеличивает свою долю.

Hi-Tech как мейнстрим

По мнению американского академика Эрика Бринджолфссона, мы живем в эру машин, в которой наши жизни чрезвычайно окружены и зависимы от цифровых технологий. И исследование Deloitte хорошо демонстрирует, как быстро эти технологии становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Допустим, еще в 2013 году как минимум по одному смартфону было в 65% английских домохозяйств, а уже к февралю 2014 года – у 80%. Планшеты прогрессировали еще стремительней – в прошлом году как минимум по одному такому устройству было у более чем 30% домохозяйств, а в этом году – почти у 60%.

В целом же, у порядка 49% домохозяйств Великобритании имеется не менее чем один смартфон, планшет или ноутбук. И эти домохозяйства с вероятностью в 12 раз выше владеют шестью и более компьютерными девайсами, чем те, что нельзя отнести к так называемым geek-домохозяйствам.

Ну а эти самые geek-массы демонстрируют возрастающую зависимость от технологий. И их существование показательно для всех секторов. К примеру, в исследовании Deloitte прослеживается огромное влияние мобильных технологий на покупательские привычки. Допустим, информация, предлагаемая на смартфонах, влияет на число покупок, совершаемых вне дома – в 2012 году таких покупок было сделано на общую сумму около 12 млрд фунтов стерлингов. В свою очередь планшеты оказывают влияние на покупки, совершаемые в домашних условиях.

Также исследователи отмечают, что в ближайшее время разница во владении домохозяйствами Великобритании технологическими устройствами с большей вероятностью будет увеличиваться, чем сокращаться, а, следовательно, будет увеличиваться и разрыв в пользовательском медиа-опыте у данных домохозяйств.

Поздние вечера и массовые просмотры

Поздний вечер, вы уже посмотрели два эпизода ваших любимых шоу и время идти спать. Но следующий эпизод уже начался. Еще одна серия не повредит, не правда ли? Исследование Deloitte показало, что просмотр контента «скопом» становится нормой в Великобритании. Так, около четверти опрошенных (25%) предпочитают смотреть разом сразу несколько эпизодов своего любимого сериала, чем каждую неделю дожидаться новой серии. Почти пятая часть респондентов (17%) признается, что отправляется спать позже запланированного времени из-за желания посмотреть еще один эпизод. Причем для женщин это чуть более характерно (в 19% случаев) чем для мужчин (15%), равно как и для домохозяйств, в которых проживает более одного человека (30%), чем для тех, которые исчисляются одним жителем (19%). Видимо, совместный просмотр доставляет больше радости, нежели одиночный.

Надо сказать, что потребление сразу большого количества контента преобладает среди молодой аудитории – в возрастных группах от 25 до 34 лет и от 16 до 24. Ну и меньше всего это свойственно для тех, кому за 65. Если говорить о частных случаях и обо всех возрастных категориях, то около 4,5%, пользователей, подписанных на Netflix, смотрят по несколько эпизодов в один присест, а зрители, имеющие доступ к VoD-сервисам на своем ТВ-устройстве, делают то же самое в 0,3% случаев.

Аналитики также пришли к интересному выводу, что чем богаче домохозяйство, тем с большей вероятностью оно смотрит контент в больших количествах. Допустим, домохозяйства, зарабатывающие от 55 тысяч фунтов стерлингов в год, делают это в два раза чаще, чем те, что получают менее 20 тысяч фунтов стерлингов.

Также, по мнению Deloitte, люди, замещающие традиционное телесмотрение (когда семья собирается перед экраном для просмотра конкретного ТВ-шоу в одном и то же время, в один и тот же день недели) новой моделью видеопотребления, теряют ощущение социальной вовлеченности в захватывающий процесс. Возможно, поэтому, половина из 25-34-летних людей и тех, кому за 65, признаются, что они предпочитают смотреть свои любимые шоу во время их трансляции по ТВ, поскольку им нравится быть в предвкушении нового эпизода.

Чрезмерное обслуживание

Последние годы стало модно прогнозировать смерть телевидения и говорить, что традиционная вещательная модель неэффективна, поскольку дает зрителям контента сверх меры. Определенная логика в этом, безусловно, есть. 72% респондентов, принимавших участие в исследовании Deloitte, заявили, что регулярно смотрят 10 или менее каналов, при том, что имеют доступ по меньшей мере к 50 телеканалам, а если говорить о подписчиках Sky, Virgin, BT Vision и Youview, то и к еще большему числу каналов.

Причем разница между теми, кто имеет доступ к мультиканальному телевидению и теми, кто оплачивает исключительно лицензионный сбор на канал BBC, составляет в среднем три экстра-канала. Это может означать, что релевантность услуги платного телевидения в мире дающем доступ к огромным библиотекам дополнительного контента через дешевые или бесплатные стриминговые сервисы, ставится под сомнение.

Однако, английские пользователи не спешат отказываться от услуг платного ТВ. Половина Pay TV-подписчиков с большей вероятностью чем даже пользователи исключительно free-to-air-телевидения оформят подписку на дополнительный стриминговый сервис, чем откажутся или снизят уровень оказываемых им в настоящий момент услуг платного ТВ. Свою роль в этом деле играет и инертность людей – 50% пользователей самого популярного в Великобритании платного сервиса (Sky Sports) говорят, что они продолжают платить за него просто потому, что они всегда так делали. А вот доступ к специфическому  контенту они не считают одной из главенствующих причин продолжения использования Pay TV.

Так, премиум-контент является важным лишь для 14% респондентов, спортивный – для 10%. Возможность пользования услугой TV Everywhere является определяющей причиной менее чем для 10% абонентов PayTV.

Поэтому хоронить традиционное платное ТВ еще рано. Оно явно будет присутствовать в обозримом будущем Великобритании.

Comments

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"