О преодолении проблем присоединения к сети РТРС. Часть I

Этот очерк содержит анализ правовых проблем и рекомендации для преодоления "рифа", возникшего примерно в 2016 году после появления в ФЗ "О связи" статей 19.1 и 19.2 (введены № 257-ФЗ от 13.07.2015) о присоединении сетей КТВ к сети электросвязи оператора, распространяющего в эфире сигналы обязательных общедоступных телеканалов (ООТК), где операторы оказывают услуги связи для целей кабельного вещания. 

Все операторы кабельного ТВ являются также операторами ООТК (см. пп. 13.1 статьи 2 ФЗ "О связи), хотя ФЗ "О связи" об этом прямо не говорит. Акцентирую внимание читателей на то, что сказанное в этом очерке – личное мнение автора, обоснованное ссылками на законодательство и нормативно-правовые акты России.

В России эфирными операторами ООТК, попадающими под действие статьи 19.2 ФЗ "О связи", являются ФГУП "Российская телерадиовещательная сеть" (РТРС) и ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), которые на основе федеральных лицензий оказывают вещателям услуги связи для целей эфирного вещание путем распространения ООТК с наземных эфирных или спутниковых ТВ-передатчиков. При этом сигналы 21 ТВ-канала в составе ООТК, получаемые РТРС и ГПКС на основе договоров с вещателями, превращаются в первый и второй мультиплексы по стандарту DVB-T2 только в РТРС.

Непременно надо отметить высокое достижение РТРС и ГПКС - эфирным вещанием цифровых сигналов ООТК охвачена территория России, где проживает более 95% населения (22 декабря 2018 года РТРС сообщило о запуске на территории России последнего из 5040 объектов цифрового эфирного вещания, где смонтировано около 10100 высоко технологичных DVB-T2 передатчиков ООТК).

В 2009-2018 годах РТРС и ГПКС, их многочисленные смежники и подрядчики выполнили гигантский объем работ, финансирование которых шло из бюджета России и внебюджетных источников в размере примерно 174 трлн рублей (подробнее см. приложение 6 к постановлению правительства РФ № 985 от 03.12.2009, где приведен объем финансирования по федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в России на 2009-2018 гг.").

1. Возникновение "рифа" присоединения

В 2015 году "риф" начали ощущать некоторые операторы КТВ, чьи сети расположены на расстоянии не одного десятка километров от точек присоединения РТРС. Чтобы лучше понимать опасности "Рифа", можете заглянуть в статью 29 Конституции РФ, статьи 421 и 426 Гражданского кодекса РФ, статьи 1, 2 (в части присоединения), 18, 19, 19.1, 19.2, 20, 31, 32.1, 44, 46, 54, 57-59 ФЗ "О связи", статьи 1, 2, 8, 18, 19, 19.1, 19.2 и 20, 25, 31.9 закона "О средствах массовой информации". Там где приведены важные требования и понятия, из которых следует:

А) В п. 4 и 5 статьи 29 Конституции РФ и статьи 1 закона "О СМИ" установлено, что информация и СМИ, к которым относятся ООТК, могут свободно распространяться и приниматься, конечно, в соответствии я законодательством. ФЗ "О связи" и закон "О СМИ" установили, что такое ООТК и как операторы КТВ обязаны транслировать ООТК в кабельных сетях (принимать и распределять).

Б) Дополнения п. 1 статьи 29 и п. 4 статьи 46 ФЗ "О связи", безусловно, упростили взаимодействие операторов КТВ с вещателями, т.к. обязывают операторов транслировать ООТК в неизменном виде без заключения договоров с вещателями и без взимания платы с вещателей и абонентов за право просмотра и прослушивания таких ООТК. При этом абоненты оплачивают услуги связи операторам, т.е. нет абсолютной бесплатности ООТК, о чем в ФЗ "О связи" тоже позабыли сказать. Кстати, в законе "О связи" и условиях лицензий операторов КТВ не установлена обязательность присоединения кабельных сетей к точкам, названным РТРС.

В) В законодательстве РФ нет запретов для граждан и операторов на получение и прием сигналов ООТК и других общедоступных телеканалов, распространяемых в России легитимно зарегистрированными телевещателями ("Разрешено все, что не запрещено?!") При этом в лицензии каждого оператора установлено обязательное условие оказания услуг связи: "9 Наличие лицензии (лицензий) на вещание или договоров с лицензиатами-вещателями".

1.1. Учитывая сказанное выше в п. 1, подробнее поясняю тупики "рифа", возникшие из-за "странностей" пункта 1 статьи 19.1 закона "О связи", о которых можно сказать поговоркой: "гладко было на бумаге, да забыли про овраги", через которые операторы КТВ не могут проложить свои сети до точек присоединений к РТРС:

А) Оператор КТВ пытается присоединить свою сеть КТВ к сети РТРС, и он действует по абз. 2 п. 1. статьи 19.1 ФЗ "О связи". Чтобы присоединиться, оператор должен направить в РТРС заявление, в ответ на него РТРС сообщает место нахождения точки присоединения, после чего оператору надо заключить с РТРС договор присоединения (о договоре п. 1 умалчивает, но, к счастью, об этом говорят статьи 18 и 19 ФЗ "О связи" и статья 426 Гражданского кодекса РФ). Все операторы не сомневаются, что присоединиться можно, если сеть КТВ "дотягивается" до точки, указанной РТРС. В этом случае проблем "рифа" не возникает, а ниже, в п. 2, приведено количество таких счастливчиков (РТРС на своем сайте приводит форму публичного договора о присоединении, который на самом деле – полуфабрикат, т. к. в нем указана только часть существенных условий, а для самых важных есть пустые места, где они должны быть. Пример такого договора для Москвы и области здесь. Но все это – пустяки, а не "риф").

Б) При отсутствии сетей КТВ в точке присоединения РТРС согласно п.4 статьи 19.1 ФЗ "О связи" оператор направляет в РТРС заявление с обоснованием невозможности заключения договора о присоединении. Здравый смысл говорит каждому оператору, что в таком случае РТРС должно выдать заключение о том, что сеть КТВ или оператор на сети КТВ не может принять сигнал от РТРС в точке присоединения. Подчеркиваю, РТРС и в таком случае может передавать сигналы ООТК в этой точке любому оператору (заявления операторов, конечно же, учитывали условия присоединения к точке РТРС, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 01.09.2015 № 326, где сказано, что РТРС обязана в 30-дневный срок рассмотреть заявление и проинформировать оператора о наличии технической возможности присоединения).

В) РТРС в подавляющем большинстве случаев подолгу не отвечало на заявления операторов, а потом выдавало заключение о наличии технической возможности принять сигналы ООТК кабельной сетью путем присоединения этой сети к точке РТРС (важно сказать, что более 90% сетей КТВ расположены на расстоянии нескольких десятков километров от точки, названной РТРС!). Вряд ли возможно доказать "лукавство" РТРС. Этому способствуют абзацы 2 и 3 п.1 статьи 19 ФЗ "О связи", а также то, что в законе ни слова не сказано о том, что договор о присоединении сетей может быть заключен, если стороны этого договора придут к взаимному согласию (см. статью 421 Гражданского кодекса РФ). Т.е. обязательность такого присоединения к РТРС носит признаки дискриминации прав оператора КТВ и противоречия статье 421 Гражданского кодекса РФ. Именно так из "тумана" статьи 19.1 ФЗ "О связи" появился "риф" примерно для 1,1 тысячи операторов, которым РТРС называет точку присоединения для сетей и сетей которых не было и нет рядом с этой точкой. В этой ситуации РТРС как бы "не слышит" доводы оператора КТВ о том, что сети нет. Правда, после долгих "препирательств" некоторые операторы получают от РТРС долгожданное заключение об отсутствии возможности присоединения сетей к РТРС (см. ниже п.2).

Г) Предположим, при отсутствии сети КТВ рядом с точкой РТРС оператор "соблазнился" присоединением к РТРС, но для этого ему необходимы время и деньги, чтобы реализовать один из таких вариантов:

г1) оператор должен сначала проложить свою сеть к точке присоединения РТРС;

г2) оператор должен найти сеть стороннего оператора, который в точке присоединения РТРС имеет свою сеть, способную соединить сеть КТВ с сетью РТРС и пропустить трафик с сигналами ООТК (этот вариант кабельный оператор может заменить взятием в аренду канала в сети стороннего оператора, при наличии у него сети, соединяющей сеть КТВ с точкой).

Да, но для этого оператор КТВ должен получить от РТРС "индульгенцию" (см. выше, п. "В"), и, возможно ему придется оформить лицензию на оказание услуг связи по передаче данных. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев у операторов нет финансов, обеспечивающих варианты "г1" и "г2".

Д) Сказанное в "В" и "Г" есть "ступор-1" для перехода оператора КТВ к действиям по вариантам абз. 3 п. 1, п. 3 и п. 5. стати 19.1 закона "О связи", что есть ни что иное как "патовая" ситуация: РТРС "не хочет", а оператор не может присоединиться, т.к. в точке, названной РТРС, у него нет сети и нет финансовых средств, чтобы проложить эту сеть. Просто законотворцы забыли, что для присоединения к точке, названной РТРС, кроме возможности и желания одной стороны (РТРС), должны быть возможности и желания другой стороны - оператора (такая "патовая" ситуация - следствие наличия в п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" признаков ущемления интересов операторов в пользу абсолютного монополиста).

Е) Предположим, оператор КТВ хочет преодолеть "риф" и "ступор-1" согласно абз. 3 п. 1, п. 3 и п. 5. статьи 19.1 ФЗ "О связи" - путем отправки уведомлений всем вещателям, чьи телеканалы есть в ООТК, не имея отрицательного заключения РТРС. Рискну утверждать, вещатели могут их вернуть оператору со ссылками на нарушение действующего законодательства как следствие сказанного выше (это уже "ступор-2"), и такие "особенности":

е1) в законе "О СМИ" и ФЗ "О связи" таким вещателям не установлена обязанность заключать договоры с операторами КТВ;

е2) в лицензии оператора КТВ нет обязательности заключения договора присоединения к РТРС, нет также запрещения или ограничения условий приема сигналов любых телеканалов, включая ООТК, от эфирных наземных или спутниковых передатчиков.

2. Терпящие бедствие и причины бедствий на "рифе" присоединения

Сегодня в России около 2,5 тысячи операторов, оказывающих услуги на сетях КТВ для 27,3 млн абонентов. Разные источники примерно одинаково оценивают количество абонентов, принимающих ТВ-сигналы от разных сетей телевещания. Ниже в таблице приведены такие сведения на основе докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о телевидении в России в 2015 и 2017 годах (ФА ПиМК):

Если предположить, что из 146,8 млн населения России телевизоры смотрят 135 млн человек, то на одно домохозяйство приходится в среднем 2,58 человека. (Стоит отметить, что около 12 млн человек не смотрят телевизоры, в это число входят проживающие в 18294 пунктах, где невозможно принимать сигналы ООТК, см. инфо Минкомсвязи России. Возможно, в этих поселениях есть сети КТВ, но уверен, что сигналы ООТК там принимаются со спутников). В результате получаем, что РТРС обеспечивает в России своими эфирными сигналами ООТК:

  • примерно 69,6 млн человек, подключивших телевизоры к сетям КТВ;
  • примерно 29,6 млн человек принимают ТВ-сигналы через индивидуальные антенны.

Вероятно, "риф" преодолели около 1,4 тысячи операторов из 2,5 тысячи:

А) Около 700 операторов кабельного телевидения и IPTV-сетей присоединились к РТРС (охватывают около 22,3 млн абонентов платных услуг - 59 млн населения России). Кстати, в России сегодня нет нормативных актов и стандартов для деятельности на IPTV-сетях, кроме ГОСТ Р 54994-2012 и ГОСТ Р 56948-2016, где упоминаются IPTV и DVB, но они годятся, пожалуй, лишь чтобы показать, как не должны делать переводы евростандартов переводчики-неспециалисты в сфере сетей передачи данных и цифровых телекоммуникаций, являющихся настоящим и будущим сетей электросвязи в РФ.

Б) Около 200 операторов КТВ (самые маленькие) получили заключение РТРС об отсутствии возможности присоединения их сетей к точке РТРС (такие сети охватывают около 2,6 млн населения России), и "риф" им уже не страшен. Сюда же можно добавить еще 500 операторов, которые имеют лицензии для целей кабельного вещания, но, скорее всего, не имеют сетей и абонентов на этих сетях.

В) При этом спутниковым операторам не надо присоединяться к сетям РТРС, т. к. их спутниковые сигналы ООТК обеспечивают также работоспособность сетей РТРС (ГПКС, "Триколор", "Орион", МТС и другим, чьи сети охватывают около 22,9 млн населения России). В декабре 2018 года в статье 46 ФЗ "О связи" введен п. 4.2 о том, что спутниковый оператор не вправе отказать гражданам России в заключении договора о доступе к своей сети для просмотра и прослушивания ООТК, а также не должен взимать плату за такие услуги. При этом три крупнейших оператора спутникового ТВ не хотели введения такой поправки, опасаясь лишних расходов и не желая брать на себя социальную функцию государства. Законотворцы договорились с ними, переложив обязанность покупать оборудование для приема спутникового сигнала на жителей таких районов.

Теперь подробнее о бедствующих и причинах бедствий на "рифе"

2.1. "Риф" пока не преодолели около 1,1 тысячи действующих операторов, которые оказывают услуги связи более 27,5 млн населения России. Почти все они отправили заявления в РТРС с технико-экономическим обоснованием невозможности подключения, но получили заключение о наличии такой возможности, хотя сетей КТВ около точек РТРС у них нет. Эти операторы не могут заключить договор присоединения с РТРС, т.к. у них:

  • большинство сетей отделяют от точек РТРС десятки километров;
  • нет средств, чтобы проложить линии связи даже до ближайшей к ним сети ПД (ШПД) стороннего оператора и заключить с ним договор, чтобы присоединиться к точке РТРС.

При этом они также не могут действовать по абз. 3 статьи 19.1 ФЗ "О связи" - присоединиться к другой сети, принимать эфирные телесигналы или со спутника. Но этих операторов заключение РТРС не устраивает, и они не понимают, почему РТРС так действует (см. выше пп. "Б" - "Е" п. 1.1). Все эти операторы имеют сети, относящиеся к СКТ-1 - СКТ-4 по ГОСТ Р 52023-2003 и к СКП ЦТВ по ГОСТ Р 58020-2017). Надеюсь, сказанное ниже в разделах 2 и 3 поможет таким операторам преодолеть "риф"!

2.2. Главная причина возникновения "рифа" - в том, что законотворцы ввели абз. 2 п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи", но "забыли", что присоединение сетей электросвязи возможно только в том случае, если у операторов:

  • обе сети есть и их линии связи физически можно состыковать в точке присоединения, а протоколы обмена сигналами этих сетей совместимы или совпадают;
  • заключен договор о присоединении между операторами этих сетей с соблюдением требований законодательства РФ, т.е. достигнуто согласие по условиям присоединения.

Однако п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" не упомянул об обязательности заключения договора между РТРС и кабельными операторами, а вместо этого ввел трудновыполнимые условия для подавляющего большинства операторов, т.е. установил абсолютный монополизм РТРС в части оказания услуги присоединения для получения ООТК и выдачи "уникальных" заключений для тысяч операторов, которых законодательство обязывает транслировать ООТК. Никогда ранее подобного в России не было. При том, что РТРС для создания цифровой сети телерадиовещания были выделены средства по программе "Развитие телерадиовещания в России на 2009-2018 гг.". Следует отметить, что в этой программе и остальном законодательстве РФ не упоминается про финансирование создания точек присоединения и линий связи для присоединения сетей КТВ к сетям РТРС.

2.2.1. Да, безусловно, наземный и космический сегменты сетей РТРС и ГПКС - мировые достижения нашей страны, поскольку подобного в мире нет! Но осмелюсь назвать еще двух потерпевших: РТРС и ГПКС, прародителями которых являются законотворцы и Минкомсвязи России вместе с ТВ-вещателями в составе ООТК, заключившими с РТРС соответствующие договоры. РТРС и ГПКС, с одной стороны, являются эфирными и спутниковыми мега-операторами связи на территории всей России (а ГПКС - и на других континентах), имеющими лицензии для целей эфирного теле- и радиовещания, а с другой, по-видимому, - РТРС и ГПКС мега-операторы в сфере IPTV, которым не придумали даже названия, поэтому "зашифровали" их в статье 19.2 ФЗ "О связи", и которые передают в сетях ШПД цифровые потоки ООТК IP-подобными протоколами. Возможно РТРС и ГПКС - провайдеры ООТК. (У РТРС и ГПКС есть риски, т.к. согласно ГОСТ Р 54994-2012 каждого могут назвать вещателем - Broadcaster Service Provider, организация, собирающая последовательность событий или программ для доставки, а сеть РТРС есть не что иное как сеть DVB - набор мультиплексов транспортных потоков MPEG-2, переданных по единственной системе доставки (например, все цифровые каналы в конкретной кабельной системе). Об IP-сетях умалчивается в постановлениях правительства РФ и приказах Минкомсвязи России, а финансирования создания технической инфраструктуры для такой деятельности нет в федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в России на 2009-2018 гг.").

А) Учитывая, что точки присоединения образует РТРС, его можно назвать мега-оператором IPTV, у которого нет сетей ПД или IP-сетей, вот и пришлось ему стать только владельцем точек присоединения. (Похоже, что сегодня РТРС нарушает статью 28 ФЗ "О связи", т.к. во всех заключенных им договорах о присоединении цена услуг устанавливается им же, а не ФАС - антимонопольным органом РФ, который, согласно п. 2. статьи 28 ФЗ "О связи", должен вводить тарифы на услуги РТРС. В отличие от кабельных операторов, РТРС никто не привлекает к ответственности, т.к. пока для него законы не писаны). Даже если РТРС не оказывает услуг связи по передаче данных, то является монополистом в России по платным услугам присоединения и передачи цифровых сигналов ООТК. (Пока по "Договору о присоединении…" РТРС намеревается ежегодно менять тарифы. Например, см. сайт РТРС).

Б) Лицензии РТРС на оказание услуг связи для целей эфирного вещания никакого отношения не имеют к передаче (трансляции) цифровых сигналов ООТК через точки присоединения сетей КТВ, которые законотворцы нарекли точками присоединения к сети наземного эфирного телерадиовещания РТРС (Другой сети у РТРС пока нет. Или есть?!). При этом в уставе РТРС указана деятельность по оказанию услуг передачи данных, к которой относится передача цифровых сигналов ООТК через точки присоединения сетей КТВ, однако на сайте РТРС нет лицензии на оказание таких услуг на всей территории России. В своих типовых договорах РТРС не разместило ссылок на такую лицензию. Даже если бы такая лицензия была, то РТРС должно было оформить еще и лицензию на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, т.к. передача по сетям ПД сигналов ООТК есть ни что иное как оказание услуг связи на сети IPTV, что подтверждает пп. "з" п. 8 требований, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 258 от 26.08.2014 (это подтверждает необходимость наличия в РТРС сети ПД или IPTV-сети).

2.3. Недавно Минкомсвязи России опубликовало график отключения телевещания аналоговых ООТК по субъектам России. Это произойдет поэтапно в феврале-июне 2019 года. Поэтому операторы КТВ должны в ближайшее время подготовиться к переходу на прием цифровых сигналов ООТК. Учитывая, что в России скоро прекратится аналоговое вещание в эфире, хотя 20-30% населения имеют телевизоры только для приема аналоговых сигналов, Минкомсвязи России целесообразно утвердить обязательные требования по трансляции ООТК в сетях КТВ, если Минсвязи России примет такое решение, или рекомендации операторам КТВ для самостоятельного определения видов транслируемых сигналов ООТК в сетях КТВ:

а) аналоговые;

б) аналоговые + DVB-T2 или DVB-C;

в) только DVB-T2 или DVB-C.

Недоумение вызывает отсутствие утвержденных Минкомсвязи России обязательных требований к передатчикам РТРС, распространяющим в эфире сигналы ООТК DVB-T2 в режиме multi-PLP, а также об особенностях приема таких сигналов ООТК сетями КТВ (например, см. здесь). Несмотря на то, что Операторы КТВ научились самостоятельно принимать такие multi-PLP в составе DVB-T2 и транслировать в сетях КТВ, такие нормы РТРС обязано разработать, утвердить в Минкомсвязи России и опубликовать на своем сайте.

Преодолению "рифа" не помогло введение уточнения в пп. "з" п. 8 требований, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 258 от 26.08.2014, о льготной приемке в эксплуатацию точек присоединении РТРС для приема и дальнейшего распределения сигналов ООТК в сетях КТВ (см. пункты 1.1, 1.2.1 и 1.4.1 части 1 данного очерка). Однако надо учитывать, что, согласно этому приказу, почти всем операторам придется "присоединяться" к РТРС в двух точках, т. к. более 95% операторов не имеют кабельных сетей около точек присоединения к РТРС:

а) в точке присоединения к РТРС;

б) в точке присоединения сети КТВ к сети ПД (ШПД), которая принадлежит оператору КТВ или стороннему оператору.

2.4. В 2016 - 2018 гг. многих операторов КТВ в разных регионах органы Роскомнадзора своими уведомлениями убеждали присоединяться к точкам РТРС, где "намекали" на приказ Роскомнадзора № 1132 от 29.10.2012, или при вводе новых кабельных сетей КТВ (их фрагментов) от операторов требовали предъявить копии договоров с РТРС о присоединении. Так органы Роскомнадзора пытались убедить операторов выполнить "туманности" п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи", а также условия присоединения, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 01.09.2015 № 326, которые, фактически, повторяют сказанное в статья 19.1 ФЗ "О связи". Правда, в пп. "а" п. 3 условий этого приказа "заумно", но названо условие присоединения: "наличие в пределах зоны обслуживания сети КТВ <…> средств связи сети РТРС и (или) радиоканалов РТРС". Из этого приказа также стало понятно, что:

  • точки присоединения РТРС являются резервным способом получения сигнала операторами КТВ (в этом приказе не сказано, что присоединение сетей к точкам РТРС должно осуществляться через IP-сети и интернет).
  • присоединение сетей к точке РТРС есть вынужденная мера из-за проблем, связанных с регионального и/или местными вставками (об организации вещания ООТК в России сказано в публикации одного из руководителей РТРС в солидном журнале от 2017 года).
  • "крайними" сделали операторов, за счет которых возникшие проблемы можно решить без всяких затрат (за это надо "благодарить" законотворцев России, которые умеют "хорошо" голосовать, и тех, кто объяснял такие нововведения, не задумываясь о последствиях и тупиках).

Некоторых операторов КТВ органы Роскомнадзора привлекли к административной ответственности за нарушение ФЗ "О связи", если у них не было присоединения к точке РТРС. (Но не будем о "грустном", т.к. трудно понять, как можно нарушить закона, где установлено не обязательное требование, а несколько возможных вариантов действий, выполнение которых зависит от монополиста. Это чем-то напоминает "закон Яровой", ратующий за безопасность населения. Но оба таких "нововведения" приведут к дополнительным расходам у операторов и, следовательно, к повышению абонентской платы за услуги связи).

Важно отметить то, что Роскомнадзор за последние пять лет выявил единичные случаи трансляции ТВ-каналов операторами без заключения договоров с вещателями, что является нарушением условий лицензий ФЗ "О связи". Т. е. почти все операторы имеют договоры с вещателями и у них нет проблем по приему и трансляции ТВ-сигналов ООТК, включая сигналы DVB-T2 от эфирных передатчиков РТРС. Причиной происходящего являются "туманности" п. 1. статьи 19.1 ФЗ "О связи" и действия РТРС, не позволяющие операторам исполнять требования действующего законодательства РФ (вот оно, действие "рифа" - см. выше, пп. "Б" - "Д" п.1.1).

2.5. Мне не удалось найти информацию о том, что операторы КТВ сетуют на трудности приема эфирных ТВ-сигналов от РТРС и иных операторов связи, включая цифровые сигналы ООТК. Учитывая, что экспериментальная эфирная трансляция цифровых ООТК ведется в большинстве регионов не менее пяти лет, не сомневаюсь, более 90% сетей КТВ уже оснащены новыми головными станциями для приема и распределения в сети КТВ как цифровых, так и аналоговых сигналов ООТК. Уверен, необходимость присоединения сетей КТВ к точкам РТРС и "Риф" возникли от того, что законодатели России ввели заведомо тупиковые, к счастью, вовсе не обязательные для исполнения условия в статье 19.1. ФЗ "О связи", а не потому что у кабельных операторов возникают проблемы в приеме и распределении в сетях сигналов:

а) от точки присоединения к РТРС;

б) от ближайшей к ним ТВ-вышки РТРС или от иного оператора связи в эфире;

в) со спутников;

г) от сети КТВ или сети ПД (ШПД) иных операторов.

2.6. АКТР и другие объединения операторов обращались в Минкомсвязи с обоснованием необходимости внесения уточнений в статьи 19.1 и 19.2 ФЗ "О связи", но пока результатов не видно. Обращения остались без внимания, хотя в Минкомсвязи России поступили конкретные предложения...

 

Продолжение следует...