По следам CSTB: Николай Михайлов о новой ассоциации разработчиков ПО

Завершает нашу серию публикаций по следам операторского форума CSTB небольшой, но концептуальный доклад Николая Михайлова, известного нашим читателям как лицо компани IPTVPortal, но сегодня выступивший в качестве представителя недавно созданной Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт". И, учитывая последние отраслевые события, в том числе недавнее принятие закона "о Витрине", близость ИТ-тематики к кабельному бизнесу очевидна.

Я представляю АРПП – созданную недавно Ассоциацию разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт". Что мы делаем здесь, на конференции операторов, где обсуждаются операторские дела? Или, выражаясь словами исполнительного директора Национальной ассоциации телерадиовещателей, Александра Широких, – “а зачем на слет пекарей, где они собрались обсуждать свои проблемы, звать кого-то еще?”

Отвечу сразу на оба вопроса.

Всё дело в том, что отрасль телевизионных услуг переживает трансформацию, переход на сервисную модель. А сервисы у нас строятся на ПО. Вот так разработчики ПО незаметно, с заднего плана вышли на главную сцену и присоединились к ведущему актерскому составу операторам и вещателям. Дальше роль разработчиков ПО будет только расти. В такой ситуации вести разговор о развитии отрасли без нас – это все равно что обсуждать строительство здания без архитекторов.

Что, собственно, мы сейчас и наблюдаем на примере разработки концепции телерадиовещания 2020-2025.

Прежде всего, есть риск, что в будущем мы получим стагнацию в отдельных направлениях экономики, в частности, в ИТ.

Возьмем, например, так называемый закон о “Витрине”, принятый недавно. В какой-то степени это производная от концепции телерадиовещания. Что мы там видим? Наша ассоциация видит фактически запрет на поставку нашего ПО для аудиовизуальных сервисов, так как сейчас в законе прописано использование только проприетарного программного обеспечения. Получается закон о запрещенном ПО.

Выходит, с одной стороны, государственное регулирование делает шаги на развитие ИТ отрасли, снижает для этого налоги для ИТ компаний, а с другой стороны – закрывает рынок вовсе.

Еще мы видим явную разбалансировку между работой разных ведомств. Если рассматривать техносферу по аналогии с биосферой, то кто сказал, что в техносфере невозможны свои экологические катастрофы из-за не до конца просчитанного вмешательства в среду? Можно получить выжженную пустыню. Если не пустыня, то уж точно "закон о витрине" это не про "пусть растут сто цветов".

В интересах ли это телезрителей? Вряд ли...

Дисбаланс регулирования отрасли проявляется ещё в том, что законов появляется много, а стандартов нет. Стандартов, в которых должны быть прописаны хотя бы базовые термины. Например, что такое IPTV, не говоря уже о пресловутом термине ОТТ, который каждый понимает как хочет.

ОТТ – поверх. В обход. Нормальные герои всегда идут в обход.

Думаю, отраслевые ассоциации вполне могли бы объединиться и хотя бы составить непротиворечивый словарь терминов, а может даже замахнуться на нечто большее, проработать стандарт дистрибуции цифрового контента.

К слову, в законе о “Витрине” стандарт на софт подменен комиссией. Зачем это делегирование власти? Это же дополнительные риски. Даже самые хорошие проекты можно загубить на этапе исполнения. Мы кому-то что-то поручаем, а где гарантии что это именно те люди, которые справятся? Какая их ответственность?

Возвращаясь к вопросу перехода на сервисную модель экономики, перед операторам сегодня встаёт выбор – как трансформироваться? Тут есть два подхода: либо писать свой собственный проприетарный софт, как это делают Ростелеком или IVI, или второй вариант – использовать white label решение.

Есть еще один вариант, ничего не делать, не менять привычный уклад, остаться услугой по обслуживанию трубы, запуская на свою сеть разных сервис-провайдеров, ОТТ-шников, самим же сосредоточиться на трубе. Проблема в том, что в отличие от водопроводной трубы, которая одна, интернет-труб много, а механизмов удержания абонента, которые дают собственные сервисы, – нет.

Но если не меняться в условиях глобальных перемен, то вымрешь.

Рассмотрим проприетарный подход.

Это либо свой собственный отдел разработки, либо какая-то компания на аутсорсе. Тут стоит оценивать не только свои силы, но и конечный масштаб абонентской базы. Вот почему, если ваша конечная база невелика, то не всякая площадка поставки контента захочет с вами интегрироваться. Как в игровой индустрии: игры пишутся только под самые популярные платформы. (Игры, кстати, – это тоже контент.)

Поэтому, на наш взгляд, средним и маленьким операторам лучше сделать ставку на white label.

На что здесь обратить внимание?

В первую очередь я бы рекомендовал ориентироваться на отечественные платформы из реестра отечественного софта. На этот софт не распространяется НДС, но не это главное. Государство уже вполне четко обозначило тренд на цифровой суверенитет. Госкомпании директивами уже активно подталкивают к импортозамещению, и не за горами и требования к игрокам критической инфраструктуры.

В остальном, я думаю, конкуренция на рынке white label будет лежать в области снижения издержек оператора. Прибыль оператора – это, как известно, доход минус расход. Доход за счет функционала платформ, видится одинаковым, так как функционал, влияющий на доход, у всех более-менее одинаковый. таким образом ключевым в этой формуле будет расход. Чем более технологичное решение, тем меньше издержки.

Выбор остается за оператором. какое направление выбрать.

Одно ясно – он неизбежен.

А наша ассоциация открыта к любому диалогу.

Давайте кооперироваться в интересах всех игроков рынка.

 


Почитайте также другие доклады операторской секции форума CSTB:

 


P.S. В настоящий момент уже ведется работа по формированию программы форума CSTB-2022, который, как ожидается, пройдет в традиционное время – в феврале, но в совершенно новом, нетрадиционном формате, о котором мы сможем рассказать позднее. Но останется главное – актуальные секции и круглые столы, дискуссии и дебаты. Если у вас есть интересная тема и вы хотели бы выступить на этом мероприятии, заявку можно присылать уже сейчас.
Подробнее: https://www.cableman.ru/article/po-sledam-cstb-elena-gavrikova-o-problemakh-raboty-operatorov-s-kanalami