Почему не развивается кабельное ТВ?

10.09.2005 17:25

А.Городников

Название этой статьи к первому номеру журнала "Кабельщик", конечно, выбрано эпатажное. Чтобы обратили внимание. Прочли. И сделали свои выводы. Что развивается, а что – не очень. А главное – почему и зачем. Но, прежде всего, я поздравлю коллег с выходом в свет первого номера журнала "Кабельщик", открытие которого в том числе подтверждает, что отрасль на подъеме. Консолидируются уже имеющиеся ресурсы, пришли, наконец, в кабельный бизнес многомиллионные инвестиции, активно работает АКТР и ряд региональных общественных организаций. Растет количество работников в отрасли КТВ, которым непрерывно требуется новая информация, обмен опытом, знания и, конечно, дискуссии, споры, в которых рождается истина, хотя бы относительная.

Сразу успокою читателей. Конечно, кабельное телевидение в нашей стране развивается. И даже запланировано его – КТВ – удвоение. Министерство РФ по связи и информатизации (Минсвязи) одобрило основные положения "Концепции развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в РФ на период до 2010 года и в перспективе до 2015 года". В Концепции приводится подробный анализ рынка услуг связи в области телерадиовещания и рынка телерадиовещательного оборудования и представлен прогноз развития рынка услуг. В частности, отмечено благое предположение, что за период 2003-2015 гг. доли пользователей эфирного телерадиовещания и проводного вещания снизятся, а доли пользователей кабельного телевидения и спутникового непосредственного телевещания возрастут соответственно с 11,5% до 20% и с 0,5% до 3%.

Так что это раньше, в другой стране, много чего не было (даже секса не было, не говоря уже о настоящем КТВ, а не о системах коллективного приема эфирного ТВ). Сейчас есть и то и другое, и все бурно развивается. Весь вопрос только в темпах и показателях роста. Если чего-то не было, а потом вместо 3-х клиентов появилась 1000 или даже миллион – так это же сумасшедшие темпы роста в ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕНТАХ (любимой единице измерений отечественной статистики). А в это же время в США, Европе и даже в Польше с Украиной к сетям кабельного телевидения подключено существенно больше народу.

Так что, если перевести на русский язык, планируемый к 2015 году рост аж до 20% пользователей российских сетей КТВ на практике означает закладываемое, по крайней мере, на 10 лет вперед безусловное (80% охвата) доминирование эфирного телерадиовещания с его чудовищно запутанной и непрозрачной бизнес-моделью так или иначе платного ТВ. Ведь только наивные зрители думают, что эфирное телевидение бесплатно, а на самом деле они содержат не только эфирное ТВ, но и рекламную индустрию, оплачивая их в форме скрытых отложенных платежей, заложенных в конечные цены в виде рекламных надбавок к рекламируемым товарам и услугам.

Сейчас модно рассматривать чисто экономические показатели развития той или иной индустрии, включая СМИ, в отрыве от социальных или политических задач типа "занимайтесь рекламным, издательским, наконец, шоу-бизнесом и больше не ходите никуда, не надо!" Это было бы, может, и не так плохо при наличии внятно сформулированных информационной доктрины и долгосрочных целей в идеологии, озвученной СМИ в популярной форме национальной идеи. А так получается, что бизнес-модель эфирного телевидения с рекламой может нести в себе только одну идею, идеологию и культуру (которой, как воздух, нужна реклама-двигатель торговли) – идеологию индивидуалистских ценностей западного общества потребления, которое и является главным смыслом жизни. А ведь многие сотни лет в русскоязычной национальной культуре доминировали коллективные ценности, и когда сегодня вся страна от стара до мала с упоением смотрит старые советские фильмы, сколько раз их бы не повторяли, это как раз и является лучшим пипл-метром коллективно-бессознательного, встроенного в доперестроечную культуру (вплоть до постулатов "на миру и смерть красна", "сам погибай, а товарища выручай" и т.п.).

Читатель, поморщившись, спросит автора, а какое отношение все это имеет к кабельному телевидению, к тематике статьи и журнала вообще? Отвечу – самое прямое, поскольку в современном кабельном телевидении выбор зрителя значительно шире, в отличие от эфирного ТВ. По образному выражению профессора В.Коломийца, контент нынешнего эфирного телевидения практически на любом канале, кроме специализированных, можно описать всего тремя словами: кинобудка, попса и зона, какой канал ни включи…

И в это же время именно кабельное ТВ предлагает действительно множественный выбор зрителям, которые с точностью до рубля понимают кому и за какой контент, да еще очищенный от назойливой рекламы, они платят и смотрят, выбирая из нескольких десятков каналов, то, что им по душе и по настроению. Но практически все кабельное сообщество признает, что нынешние темпы роста заметно отстают в абсолютных показателях не только от промышленно развитых стран Северной Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Увы, по темпам развития в процентном отношении к населению, нам частенько ставят в пример соседнюю, но уже не братскую, Польшу и даже Украину. К сожалению, страна еще далеко не избавилась от привычной долгие годы экономики дефицита, когда не покупатель с деньгами, а продавец, имеющий дефицит, диктует условия. И наше эфирное телевидение наглядный тому пример. Доставшийся нам в наследство радиоспектр по-прежнему милитаризован чуть ли не на 80%. Свободных частот в радиоэфире уже практически нет. В результате охват, приближающийся к 100% населения, имеют лишь несколько федеральных теле- и радиоканалов, чьи наименования все прекрасно знают. На практике это означает, что лишь в нескольких десятках городов страны зрители и слушатели в эфире могут видеть и слышать чуть более 10 программ телерадиовещания, а в остальных городах и весях значительно меньше.

Казалось бы, в таких условиях кабельное телевидение в РФ должно развиваться опережающими темпами, ведь оно, реализуя конституционное право граждан на доступ к информации, не требует для передачи естественно ограниченных частотных ресурсов, а распространяется в искусственно созданной физической среде – медный или оптический кабель, телефонный провод. Но кабельный оператор, в отличие от всего на виду и всецело зависящего от собственной лояльности эфирного вещателя-арендатора, не очень удобный в управлении субъект: все имущество и линейное хозяйство у него собственное, за контент сам он не отвечает, а только передает и дает выбор зрителям, которые без всякой хитрой медиаметрии просто голосуют рублем – смотреть или нет. Нет, это слишком просто и небезопасно с точки зрения управления, поэтому к 2015 году и заложена лишь 20% доля кабельных телезрителей. Но мне представляется, что жизнь внесет заметные коррективы и уже очень скоро кабельное телевидение вместе с вещательными приложениями операторов 3G мобильной телефонии и широкополосного Wi-Fi-доступа составит серьезную конкуренцию наземному эфирному вещанию (пусть и в цифровой форме, но все равно требующему дефицитных частотных ресурсов в уже освоенных диапазонах).

Ведь, несмотря даже на явную ставку на эфирное ТВ, в тех городах, где кабельщики находят взаимопонимание с местной властью, все вопросы решаются и КТВ интенсивно развивается, охватывает целые города. И это невзирая на правовую путаницу, на попытки перенести ограничительное по количеству каналов передачи информации законодательство для традиционных СМИ, использующих в больших объемах национальные природные и энергетические ресурсы (эфир, лес, бумага, вода, электричество) на кабельных операторов, работающих на искусственном, построенном на собственные деньги ресурсе.

Мне представляется, что кабельному и спутниковому телевидению надо включить на законодательном уровне зеленый свет, по аналогии с мобильной телефонией, и тогда эфирное вещание, прежде всего государственное, сможет стать социально ответственным инструментом управления общественным мнением и, наконец, перестать пугать, отвлекать и откровенно уводить в сторону индивидуалистских ценностей потребительского общества, а заняться идеологией, воспитанием, возрождением традиционных коллективных ценностей, формируя и продвигая национальную, а не подражательскую идеологию. А кабельное телевидение будет удовлетворять гарантированные Конституцией право граждан на информацию и давать им за их деньги хоть 1, хоть 100, хоть 1000 каналов любого формата, содержания и направленности, которую закажут и оплатят сами зрители.

А.Городников