Предложения вещателей по "регуляторной гильотине"

09.07.2019 15:32

Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) собрала воедино предложения своих членов по реализации "регуляторной гильотины", а эксперт Ассоциации Роман Климас систематизировал их и передал в "Роскомнадзор". Это наверняка не последний подобный документ – у игроков рынка есть срок до февраля 2020 года, чтобы высказать свои соображения и пожелания.

В январе 2019 года премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил, что "регуляторная гильотина" будет использована, чтобы осуществить экономический рывок.

Механизм "регуляторной гильотины" предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов. По словам Медведева, в России действует свыше 9000 нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР.

"Все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу, – объяснил Медведев принцип российской "гильотины". – В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий".

В Минэкономразвития пояснили, что непересмотренные требования признают утратившими силу, а затем отменят. Готовить "дорожную карту" по "гильотине" поручено аппарату правительства.

"Роскомнадзор" поручил игрокам рынка связи, информационных технологий и массовых коммуникаций подготовить предложения по реализации механизма "регуляторной гильотины". НАТ откликнулась и направила в РКН предложения своих членов.

Сводная информация о поступивших предложениях, поддержанных НАТ

О практической реализации норм 436-ФЗ " О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (19 предложений)

Определить требования к размеру знака информационной продукции (ИП) без привязки к размеру логотипа телеканала

Определить необходимость и требования к знаку ИП в анонсах, рекламе и иных информационных материалах, в т.ч. рекламе и вторичных эфирных событиях, созданных методом наложения (баннеры, бегущая строка и т.п.)

Сократить число категорий/размещаемых в эфире знаков ИП

Конкретизировать нормы отнесения к возрастным категориям

Об указании "программной концепции вещания" в лицензии и ее соблюдении (7 предложений)

Исключить (смягчить) указание процентного соотношения тематических направлений в бланке "Программная концепция вещания"

Смягчить требования по соотношению объемов вещания 2-х и более СМИ, указанных в одной лицензии, сделав допустимым изменение их соотношения не более чем на 30 минут в неделю

Порядок предоставления в филиал ВГТРК "Гостелерадиофонд" обязательных экземпляров (7 предложений)

Законодательно закрепить возможность передачи обязательных экземпляров в электронном виде посредством сети Интернет, без взимания дополнительной платы за такого рода услугу

Конкретизировать перечень АВП, подлежащих передаче на хранение, исключив из него заставки, графические справки, прогнозы погоды и т.п.

Исключить необходимость предоставления продукции внешнего производства (не произведенной изначально по заказу канала), а также повторного контента

Увеличить срок доставки с 1 до 1,5 месяцев

Применять данную норму закона только к обязательным общедоступным теле-радиоканалам

Другие соблюдения лицензионных условий и иных обязательных требований законодательства  (8 предложений)

Изменить порядок/исключить объявление выходных данных СМИ телеканала

Не привлекать вещателя к ответственности за неосуществление вещания, вызванное действиями оператора связи

Установить четкий порядок ведения эфирного журнала (в т.ч. в электронном виде), а также разрешения на выход в эфир с использованием ЭЦП

Пересмотреть норму контроля, при которой неосуществление вещания до 3 месяцев является меньшим нарушением, чем кратковременное отсутствие круглосуточного вещания

Исключить практику включения городов с населением свыше 100 тыс. человек в лицензию по решению Федеральной конкурсной комиссии (ФКК), если увеличение численности населения такого города в зоне охвата передатчика произошло естественным образом

Об исключении нормы закона "уведомление о договорах, заключенных с операторами связи" (ст. 31.9 закона "О СМИ" – 4 предложения)

(Статья 39. Запрос информации)

Отменить обязанность обязательного предоставления и сроки; предоставлять такого рода информацию по запросу регулятора

Размещать такого рода информацию на основании обязательных отчетов от операторов связи в публичном реестре связи; при проведении проверок и заключении договоров руководствоваться сведениями из такого реестра

Сроки и требования к оформлению лицензионно-разрешительной документации (разрешительная деятельность в сфере СМИ – 9 предложений)

Сократить сроки и количество этапов оформления, исключить формальные требования и требования по срокам действия предоставляемых документов

Исключить необходимость повторного предоставления документов при переоформлении/пролонгации лицензии, в т.ч. по исполнению норм ст. 19.1.

Использовать открытые (публичные) источники информации вместо истребования копий документов у заявителя

Установить обязанность ФКК информировать лицензиатов информировать о принятых решениях

Отказаться от практики указания адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности

Пересмотреть требования ст. 20 закона "О СМИ" к Уставу редакции

Исключить обязательность указания периодичности обновления и максимального объема для сетевых изданий

Нормы применения штрафных санкций к вещателям при проведении контрольно-надзорных мероприятий (10 предложений)

Исключить денежные штрафы за нарушения, носящие формальный характер и не нанесших реального ущерба, ограничиваясь предостережением (предупреждением)

Исключить практику составления "двойных" протоколов: на должностное и на юридическое лицо за одно и то же нарушение

Создать практику экспертных (общественно-консультативных советов) в регионах при определении спорных признаков нарушения, по аналогии с ФАС

Отменить "палочную" систему ТУ РКН (что стимулирует на организацию внеплановых проверок), сократить варианты инициации внеплановых проверок

Корректировка эфирного контента на предмет соответствия различному смежному законодательству (6 предложений)

Конкретизировать законодательство по вопросу публичной демонстрации нацистской символики

Урегулировать правила демонстрации в художественных и документальных фильмах алкогольной продукции (возможно, по аналогии с нормами закона о вреде употребления табака – трансляции социальной рекламы)

Уточнить нормы законодательства по вопросу демонстрации в художественных фильмах процесса курения и табачных изделий (как избыточный); законодательно закрепить нормы размещения социальной рекламы перед их трансляцией

Методика измерения уровня громкости (3 предложения)

Рассмотреть ранее направленные в ФАС предложения Технологического комитета НАТ об изменении методики измерений уровня громкости

Увеличить средний уровень звука до 2,5 дБ

Помимо сгруппированных обращений НАТ просит РКН обратить внимание на проблемы, связанные:

а) с конфликтом законодательства "О персональных данных" с правами и обязанностями журналиста и конкретные предложения по изменению соответствующего законодательства;

б) с взаимоотношениями вещателей с РАО и ВОИС;

в) с необходимостью либерализации рекламного законодательства, в связи с телерекламой отдельных категорий товаров и услуг;

г) изменения приказа Минкомсвязи о порядке предоставления сведений в резерв универсального обслуживания и постановлений Правительства "Об утверждении правил осуществления радиоконтроля".

"Считаем такие предложения не менее важными и просим, по возможности, переадресовать их коллегам по принадлежности", говорится в письме НАТ.

Comments

Уважаемый Роман Климас, есть серьезный вопрос. Зачем одновременно нужна Регистрация и лицензия?
Для эфирного вещания нужны: 1. Регистрация СМИ. 2. Вещательная лицензия. 3. Связная лицензия (с разрешениями).
Для кабельного вещания нужны: 1. Регистрация СМИ. 2. Вещательная лицензия.

Уважаемый Роман Климас, давайте требовать отмены вещательных лицензий. Функции универсальной вещательной лицензии вполне выполнит свидетельство о регистрации СМИ. Тогда регуляторная деятельность, безумный подход чиновников будут сведены к минимуму. Редакция по свидетельству сможет заключить с операторам связи договор, а комплекс непонятных ограничений и административка исчезнет. Если вещательные лицензии оставить, то департамент крючкотворства придумает новые глупости.