Программирование детских каналов. Часть 1: выстраивание сетки, повтор контента, прайм-тайм

08.06.2023 16:27

“Кабельщик” открывает серию материалов, посвященных программированию телеканалов различной тематики. Начать решили с самого главного – детей, а точнее, детских телеканалов. Тонкостями их программирования с "Кабельщиком" поделились представители Gulli Girl, "Мульта", "Мультимузыки", "В гостях у сказки", "Мультиландии", СТС Kids, "Капитана Фантастика", "Рыжего" и "Лёвы". Материал получился объемным, поэтому публиковать мы его решили двумя частями. В первой части рассказываем о выстраивании сетки, повторах и прайм-тайме.

Выстраивание сетки детского канала

При выстраивании сетки телеканалы учитывают как возраст своих зрителей, так и их распорядок дня и интересы. Например, "Мульт" и "Мультимузыка" ("Цифровое телевидение"), которые рассчитаны на малышей 3–5 лет, во многом ориентируются и на родительское мнение, так как для детей этого возраста контент большей частью отбирается и контролируется взрослыми. На это же указали и представители канала "Рыжий" ("Первый ТВЧ"), добавив, что руководствуются в первую очередь безопасностью контента и отдают предпочтение добрым и светлым историям, где добро побеждает зло.  "Детский контент, как и любой другой в нашей телекомпании, проходит несколько редакторских фильтров. Потому родители могут быть спокойны – каждая единица контента на нашем канале полностью соответствует законодательству и нормам, принятым в российском обществе", – рассказывают в "Первом ТВЧ".

"Мульт" и "Мультимузыка" учитывают еще и продолжительность времени, которое малыши могут провести перед экраном. Каналы выстраивают модель вещания для детской аудитории, установив слоты продолжительностью не более 30 минут для одного сериала – за это время маленький зритель не успевает устать, а родители могут вовремя предложить сделать перерыв. Также на каналах имеются тематические рубрики, дважды в месяц проходят тематические дни – "День сладостей" или "День танцев", и есть традиция отмечать дни рождения любимых героев и мультсериалов – "Ми-ми-мишек", "Сказочного патруля" и "Кошечек-Собачек".

У "Мультиландии" ("Союзмультфильм") с возрастом отдельная история. Вообще, канал изначально был заточен на старших дошкольников, однако недавно пересмотрел свою контентную политику в связи с изменением ЦА. Телеканал еще с осени 2021 года заметил тенденцию плавного притока аудитории в возрасте 8–12 лет, в то время как ядро канала составляют дети 4–7 лет. В 2022 году этот тренд усилился и продолжается по сей день. Зрители постарше проявляют интерес к таким проектам как "Простоквашино", "Крутиксы" и "Приключения Пети и волка". Помимо этого, внимание подростковой аудитории привлекают уникальные зарубежные мультсериалы от Netflix и Mediatoon: "В поисках легенд", "Крампеты", "Приключения Сардин в открытом космосе". "Мультиландия" специально адаптирует их для показа на российском телевидении.

Простоквашино

А вот в Gulli Girl считают, что программная политика из года в год не обязательно должна претерпевать изменения. Это должно зависеть от стратегии компании и деятельности конкурентов. К тому же, в погоне за рейтингами, которые дают топовые программы, многие каналы становятся похожими друг на друга и теряют индивидуальность.

Телеканал "В гостях у сказки" ("Тайм Медиа Групп") выстраивает свою сетку, исходя из распорядка дня, увлечений и интересов аудитории. Так, утренние короткометражные мультфильмы помогают детям собраться в школу и детский сад. Дневная и вечерняя линейка игровых сериалов и фэнтези рассчитана на школьников, а вечерний прайм – сериалы и полнометражная анимация – на совместный семейный просмотр.

СТС Kids ("СТС Медиа") составляет библиотеку, ориентируясь не только на развлекательный, но и развивающий, образовательный контент. В частности, популярностью у зрителей пользуются такие шоу, как "Шоу Насти и Вовы", проект "Недетский бизнес", а также "Развлечеба с Кубокотом". По словам заместителя генерального директора "СТС Медиа" и генерального директора СТС Kids Льва Макарова, эти программы привлекают не только детей, но и семейную аудиторию – "канал все чаще смотрят семьями".

Влияние ухода западного контента на программную политику

Большинство телеканалов отметили, что после ухода западных компаний количество контента несколько сократилось, однако вещатели находят ему замену.

Впрочем, уход западного контента не сказался на тех, кто изначально специализировался на отечественных программах, сериалах и фильмах, либо проектах собственного производства. Одним из таких каналов стал канал "Лёва", контент которого рассчитан на самых юных зрителей. “Наш телеканал более чем на 60% формирует свою сетку из продуктов собственного производства. "Для нас, как канала работающего с целевой аудиторией 0–4 года, сокращения контента как такового не произошло, поскольку мало кто из больших студий и крупных игроков работает с данной целевой аудиторией", – считает генеральный директор компании Евгений Лыков.

Не отразился уход западных студий и на каналах "Мульт" и "Мультимузыка", которые изначально задумывались как телеканалы для показа отечественного анимационного контента. Телеканалы наполняют свою сетку новыми российскими мультсериалов и премьерными сериями уже знакомых проектов. "Производство детского анимационного контента в России сейчас находится на очень высоком уровне как в качественном, так и в количественном отношении. Недостатка в новинках мы не ощущаем", –отметила генеральный продюсер телеканалов "Мульт" и "Мультимузыка" Татьяна Цыварева.

Проекты собственного производства выпускают телеканалы “СТС Kids” ("Три кота", "Царевны", "Отель у овечек" и другие)  и “Мультиландия”, который снимает как продолжения советских мультсериалов (“Ну, погоди!", "Простоквашино", "Умка"), так и абсолютно новые ("Монсики", "Крутиксы", "Чинк: Хвостатый детектив").

Представители "В гостях у сказки" также отмечают, что уход зарубежного контента не отразился на эфире канала. Телеканал увеличил количество жанровых линеек и пополнил библиотеку зарубежными и отечественными новинками. "Российский контент ни в чем не уступает иностранным проектам, также тепло принимается и любим нашей аудиторией. А если взглянуть на предложения рынка, мы увидим, что разножанровые отечественные детские концепты появляются регулярно, поэтому и у нас, и у зрителя всегда будет, из чего выбирать", – прокомментировала управляющий директор "Тайм Медиа Групп" Лариса Петухова. Среди последних новинок "В гостях у сказки" можно упомянуть мультсериал "Псэмми: пять детей и волшебство", "Академия сверхъестественного", полнометражный анимационный фильм "Стражи терракоты", а также игровой сериал "7 гном и я".

Псэмми

Повторы

Представители каналов сошлись на том, что повторы характерны для детского контента, поскольку дети любят привычных и знакомых персонажей. Причем, чем младше аудитория, тем более выражена эта потребность в узнавании. Многие каналы сообщили, что в их эфире число повторов после ухода западных студий не только не увеличилось, но и уменьшилось – в связи с большим количеством отечественного контента и собственных проектов.

Телеканалы "Мульт" и "Мультимузыка" даже сократили число повторов, хотя и признают, что малыши охотно пересматривают любимые серии. "Индустрия анимации стремительно развивается, иногда даже не хватает в сетке места на тот объём, который хотим показать", – сообщила Татьяна Цыварева.

О востребованности повторов, причем в разных возрастных категориях, сообщает и "Мультиландия". "Дети помладше рады смотреть и пересматривать любимые мультсериалы, а дети постарше не против составить компанию своим младшим братьям и сестрам, либо готовы сами смотреть мультики из-за ощущения "ранней ностальгии" по детству, о которой мы узнали в ходе одного из наших исследований", – отмечает программный директор телеканала Алёна Яшанина . Однако для сохранения аудитории и регулярного привлечения зрителей важно соблюсти баланс между повторами и премьерным контентом, добавляет она.

На "Рыжем" также сократилось количество повторов на фоне увеличения числа премьер. "Раньше были премьеры каждый месяц, сейчас премьеры каждые две недели, техповторы были по 8 часов – премьерный блок, сейчас премьерный блок составляет 12 часов. Повторов стало меньше. Это связано с вертикальным программированием – по 2-3 серии подряд одного сериала, с тематикой каналов, жанровым разнообразием, сотрудничеством с крупнейшими представителями анимационного бизнеса. Плюс, широкая география производителей мультиков, сериалов, художественных фильмов и мультфильмов от Африки до Финляндии", – прокомментировали контентную политику в пресс-службе канала.

Концепт "В гостях у сказки" полностью поменялся в декабре 2022 года, в результате чего количество повторов снизилось, рассказывают на телеканале. Но добавляют, что повторы важны не только для детей – взрослые зрители тоже привязываются к любимым персонажам. "Мы размещаем блоки повторов таким образом, чтобы у зрителя была возможность посмотреть пропущенные тайтлы в другое время, но при этом не возникало ощущения "смотрю одно и то же", – сообщила Лариса Петухова.

Интересную особенность отметил “СТС Kids”, транслирующий в эфире образовательный контент. Они видят в повторах дополнительную пользу, ведь закрепление – самая важная часть урока. "Одна из особенностей нашего канала – это то, что контент можно смотреть на языке оригинала, то есть дети могут смотреть любимые мультики и при этом учить новый язык, а также совершенствовать произношение, так как они много раз смотрят один и тот же мультик, то знают сюжет, поэтому могут смотреть на другом языке", – говорит Лев Макаров.

В свою очередь канал “Капитан Фантастика”, рассчитанный на подростковую аудиторию, отмечает, что его зритель требует больше премьерного контента.

Кошечки-Собачки

Прайм-тайм

Однозначно ответить, что является прайм-таймом для детского канала – нельзя. Время и контент зависят от возраста целевой аудитории, распорядка дня и интересов зрителей.

Так, "Мульт" и "Мультимузыка", ориентирующиеся на малышей, выделяют два прайм-тайма – с 7.00 до 9.00 и с 18.00 до 22.00. А "Лёва" и вовсе не имеет ярко выраженного прайм-тайма. "Наш прайм начинается в 8 утра по Москве и заканчивается спустя 12 часов", – говорит Евгений Лыков.

На телеканале "Рыжий" прайм-тайм выпадает на промежуток с 8.00 до 12.00. "В прайм мы ставим самый сильный контент: премьеры, программы с наибольшим охватом, хиты и бестселлеры. С помощью анонсов приглашаем зрителя и с других каналов в удобное время в прайм. Берем узнаваемый отечественный контент, например, "Пин-код", "Фиксики" и другие. Знакомым контентом мы привлекаем и родительскую аудиторию – они доверяют проверенному контенту", – прокомментировали в пресс-службе телеканала. Утром и вечером в будни и выходные дни выходят повторы.

Каналы, специализирующиеся на старших дошкольниках и школьниках, выделяют три прайм-тайма в течение дня, нацеленные на разные возрастные категории. Так, на "СТС Kids" утренний блок рассчитан на более младшую аудиторию, а дневной контент и вечерний прайм с 19 до 20 – на детей, вернувшихся из школы. Выходные же посвящены марафонам для всей семьи.

Схожее размещение слотов и у "Мультиландии", однако телеканал также наблюдает сезонные изменения – например, дети летом позже просыпаются и больше проводят времени у экранов в течение дня. Плюс, по пятницам в 23:00 канал отводит эфирное время мамам – показывает эксклюзивную авторскую анимацию для взрослых.

"В гостях у сказки" действует по такому же принципу. В эфире телеканала утром идут короткометражные мультфильмы для детей до 6 лет, днем выходят сериалы и фэнтези для школьников, а вечером в программе показывают полнометражные фильмы и сериалы для подростков и всей семьи. Два-три раза в месяц канал обновляет линейку полнометражных фильмов, новые игровые сериалы появляются один раз в месяц.

На телеканале “Капитан Фантастика”, который смотрят преимущественно подростки, прайм-тайм приходится на период с 14.00 до 17.00.

Шоу Насти и Вовы

В следующей части материала мы расскажем об анонсах и работе с архивным контентом, а также об отслеживании трендов YouTube и соцсетей.