Промо-ролики телеканалов: о важности звука

16.01.2018 16:10
За полтора месяца с первого отбора пришло много роликов, и, поднакопив их изрядное количество, я решила разобрать их на предмет одной, пожалуй, самой важной проблемы. Но прежде чем мы начнем, предупреждение:
 
- во-первых, прошу не обижаться (хотя обидитесь все равно) и помнить, что если работы были присланы на наш обзор, это автоматически означало, что приславшие давали согласие на прилюдный разбор.
 
- во-вторых, прошу помнить, что общий уровень обычных работ вырос, и в прошлый раз я всех хвалила, а в этот немного покритикую и дам советы.
 
Так что запаситесь временем, терпением, силами и попкорном. Мы начинаем!
 
Сегодня говорим о звуке.
 
Больше всего у нас до сих пор страдает в промо-роликах звук, а это, на минуточку, не менее, если даже не более важная составляющая ролика, чем видеоряд, потому что промо-ролики часто смотрят, отвернувшись от экрана, а еще потому что звук способен довести до мурашек, усилить эмоцию и засесть в голове. На многих звук оказывает более сильное воздействие, чем видео.
 
Что же у нас со звуком в промо? Да все плохо!
 
То просто берутся синхроны (прямая речь из ТВ-продукта), которые сведены с оригинальным звуком из контента, и мы слышим какие-то непонятные обрывки музыкальных фраз, что даёт "грязь"; зачастую единая музыкальная композиция просто отсутствует.
 
То музыка в ролике вдруг резко заканчивается на средине музыкальной фразы (очень много примеров, не буду их приводить, но прямо вижу, как режиссер монтажа бросает музыкальный кусок на тайм–линию, отрезает там, где отрезалось, и пошел монтировать без лишних размышлений, или, ещё проще, – ролик собрал, а потом музыку подложил).
 
То не подзвучили динамичные титры, что обидно: титры хорошие.
 
 
То совсем забыли про шумы, которые дают эффект присутствия, и прекрасный ролик с хорошими съемками и живой ведущей очень многое теряет из-за того, что болото не хлюпает и крокодил не рычит.
 
 
То диктор читает "в черную", не видя картинку ролика, не слыша музыку, и получается, что "мухи отдельно – котлеты отдельно", а не хорошее сбалансированное блюдо.
 
 
Да-да, все так делают, знаю: читают с диктором " в черную" до того, как готов монтаж и подобрана музыка. Но вы сами подумайте - перед ним просто лист и ничего не значащие, зачастую общие фразы. И что же он вам прочтет? Какую выдаст интонацию? Да за 30 секунд, когда порой надо жизнь прожить по сценарию. Даже не каждый профессиональный актер справится с такой задачей. А ведь есть каналы, у которых обычные сотрудники (не дикторы) начитывают текст. И это сразу слышно, каким бы приятным ни был тембр…
 
Ради справедливости, надо признать - все же встречаются в этой сфере профессионалы. Некоторые делают несколько вариантов интонаций, некоторые мучают дикторов, чтобы добиться правильной интонации, у некоторых диктор хороший и сам старается, ну и совсем немногие работают "под картинку": сначала готовится ролик, подбирается звук, и уже потом диктор начитывает текст, видя перед собой то, о чем он говорит.
 
В общем, объективно: звук – это самая запущенная часть нашей работы. Так что предлагаю вашему вниманию советы для решения связанных со звуком проблем.
 
1. Синхроны выбираем чистые, "незамузыченные" (ненавижу это слово, но оно точно описывает суть проблемы).
 
2. Выбираем законченный музыкальный кусок для саундтрека к ролику – чтобы он был, как цельное музыкальное произведение.
 
3. Подзвучиваем действия в кадре: полет самолета, выстрел, взрыв, шуршание камышей… Конечно, все хорошо в меру, но забывать об этом нельзя!
 
4. Подзвучиваем титры, если они движутся и это не противоречит общему звукоряду. Подзвучиваем другие любые спец эффекты в ролике, если это уместно. Часто это очень эффектно.
 
5. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в ролике кто-то открывал рот, и не было звука его голоса. Или, в случае русскоязычного продукта, чтобы был рассинхрон – слова не совпадают с движением губ. Иногда расхождение составляет всего несколько фреймов, но оно подсознательно воспринимается как что-то раздражающее. Хотя зритель не понимает, что такое, да и, чего греха таить, не все телевизионщики это видят. Но это вообще просто брак, как трещина в новой тарелке.
 
6. Работаем с музыкой: расставляем акценты, монтируем под нее. Вначале выбираем музыкальный кусок, обрезаем его, выкрадываем на тайм-линию и только потом приступаем к монтажу. Находим музыкальные акценты и подчеркиваем их действиями по картинке.
 
7. Работаем с диктором – в идеале даем ему возможность начитывать под картинку и слышать звук в наушниках.
 
8. Соблюдаем баланс. Музыка, диктор, синхроны, шумы должны быть слышны, причём в разный момент роликов на первый план должны выходить разные составляющие звука: то диктор, то музыка, то синхроны, то шумы.
 
9. Работаем с паузами – это хорошие акценты.
 
Из хороших примеров, прежде всего по звуку:
 
Трейлеры "Клуба 100", который работает с шумами.
 
 
Премьера на "Ю". Просто и держит. За счет озвучки в первую очередь.
 
 
Тоже от "Ю", хорошая работа со звуком и правильно выбранные синхроны.
 
 
НТВ – монтаж, звук.
 
 
Еще немного хорошего монтажа, звука и крутой драмы.
 
 
И под конец - просто неплохие ролики, присланные для обзора за истекший период:
 
Хороший замах на оригинальность, про "Жмурки", которые все знают.
 
 
Медитативный тизер от специфичного 2х2.
 
 
Еще больше специфичного: канал "Дорама" – "Фея тяжелой атлетики" и сумасшедшие титры.
 
 
Здесь неплохо, но можно было бы дожать.
 
 
Ярко, эмоционально, правда, немного дизайн подкачал…
 
 
…а тут и дизайн не подкачал.
 
 
Звук и монтаж.
 
 
Креатив и юмор.
 
 
Ну и конец все решает.
 
 
В завершении обращаюсь ко всем присылающим ролики. Пожалуйста, не присылайте ссылки на файлообменники. У многих нет возможности скачивать, многие смотрят с телефонов и планшетов. Ролики нужно выкладывать на YouTube или Vimeo для удобства просмотра. Несколько очень неплохих работ не удалось включить в обзор именно по этой причине. Если хотите, чтобы ваши ролики обзирали – выкладываете их на вышеупомянутые видеосервисы.
 
Ну и для жирной точки, а точнее, многоточия - несколько легендарных промо-роликов, коль мы говорим о звуке.
 
 
 
 
Хорошей и интересной работы! Любите то, что вы делаете – ведь это может быть так круто!

Об авторе

Регина Юркина
генеральный директор конференции и конкурса "МедиаБренд"