ШПД-прогнозы и драйверы

Потребление интернет-трафика во всем мире растет. Это факт. Но насколько стремительно? По прогнозам Арнульфа Хойерманна, управляющего партнера аналитической компании Detecon International, в период с 2011 по 2025 год объем, например, мобильного трафика может вырасти в 170 раз — с 3,866 петабайтов до 657,196 Пб. На это повлияет как увеличивающееся число пользователей мобильного интернета, так и девайсов на каждого из них, растущие запросы по скоростям, больше доступного контента, а также использование облачных сервисов.
 
Во сколько раз к прогнозируемому периоду увеличится объем мобильного трафика в России — представитель Detecon не уточнил, однако, чуть ранее коллеги Хойерманна приводили аналитику по текущему состоянию мобильного трафика в нашей стране и констатировали его удвоение, равно как и активный рост выручки от мобильных данных и прочих услуг.
 
Управляющий партнер по технологиям в Европе и СНГ Detecon Europe Штефан Шниттер отметил также рост выручки ОТТ-сервисов, который, согласно подсчетам компании, оказался в 10 раз выше роста выручки от традиционных услуг телекома. Такая тенденция, по мнению аналитиков, должна насторожить российский рынок и заставить задуматься над регулированием ОТТ-сферы, что позволит приостановить разрушение рынков связи и замедлить процессы, которые делают инвестиции в сеть невыгодными инвесторам. 
 
К разговору об OTT мы еще вернемся, а пока хотелось бы закончить тему ШПД. И раз уж мы упомянули про цифры по российскому рынку, обратимся к докладу Евгения Евдокименко, руководителя исследований ComNews Research. По его словам, общее количество абонентов ШПД в России по состоянию на первое полугодие 2014 года составляло 26,2 млн человек, что равносильно проникновению в 47,3% из расчета домохозяйств. При этом наиболее высокий уровень порникновения демонстрировали Москва, Новосибирская область и Санкт-Петербург — 83,1%, 74,7% и 71,5%, соответственно, а самый низкий — Чеченская республика (1,9%).
 
 
Московская область, которая, по идее, тоже должна быть значительно освоена ШПД-интернетом, в рейтинге ComNews Research попала лишь на 71 место с показателем проникновения в 28,8%. Ленинградская область расположилась следом, на 72-ом месте, с показателем в 26,1%. А недавно вошедшие в состав России Крым и Севастополь совместно продемонстрировали 30%-ный уровень проникновения ШПД-интернета.
 
Увеличение охвата сетями ШПД, разумеется, будет идти, но вот какими темпами — открытый вопрос. По мнению Натальи Братчиковой, директора департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ МТС, "на текущий момент уровень проникновения на рынке ШПД не просто замедлился, а встал в пол. Все новые продажи на 85% состоят из переключений от других операторов".
 
А Светлана Шамзон, вице-президент и руководитель блока "Доступ" компании ТТК, считает, что в определенной степени дальнейшее развитие ШПД-сектора будет зависить от Минкомсвязи. Если бы ведомство позволило коммерческим операторам на разумных условиях арендовать сегменты сети, которую возводит Ростелеком в рамках программы по строительству инфраструктуры в населенных пунктах с населением 250-500 жителей за счет средств фонда универсального обслуживания, это позволило бы существенно ускорить процесс устранения цифрового неравенства в стране. "Сети, которые строятся за государственный счет для обеспечения связью населенных пунктов с 250-500 жителей, проходят в том числе через города-тысячники, рынки которых интересны коммерческим операторам, в частности, ТТК. Мы готовы арендовать участки магистрали до городов с населением 10 — 50 тысяч человек, чтобы самостоятельно развивать в них сети доступа и предоставлять услуги связи", — заявила Светлана Шамзон. 
 
Кирилл Степаненко, директор Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи РФ, в целом позитивно отнесся к этой идее, и согласился представить ее на рассмотрение ведомства, однако, отметил, что об условиях предоставления доступа к федеральной инфраструктуре можно будет говорить после завершения реализации проекта. "Безусловно, мы ожидаем, что в небольших населенных пунктах со временем появится несколько игроков, готовых развивать инфраструктуру доступа, и готовых поддерживать инициативы в этом направлении. При этом исходить подобные инициативы должны, прежде всего, от самих участников рынка. Задача регулятора в этой ситуации — оценивать и при необходимости придавать предложениям правовую форму", — заявил Кирилл Степаненко.
Помимо этого, представитель Минкомсвязи сообщил, что для стимулирования дальнейшего развития рынка ШПД регулятор намерен развивать принцип технологической нейтральности и прорабатывать вопросы совместного использования инфраструктуры связи и частотного спектра. "Мы надеемся, что наши регуляторные движения позволят сразу всем операторам предоставлять ШПД в малонаселенных пунктах", — заключил Степаненко.
 
Что касается самих операторов, то они по разному оценивают дальнейшие перспективы развития ШПД-сектора. В ТТК, например, уверены, что основными точками роста сейчас являются малые населенные пункты, именно поэтому компания поставила для себя цель осваивать города с населением 20 и менее тысяч человек. 
 
Также оператор намерен сосредоточиться на повышении качества оказываемых услуг. "Если раньше клиенты говорили, что самым важным фактором для них является стоимость услуги, то сейчас стоимость переместилась на 3-4 место, а первое место заняло качество услуги", — констатировала Светлана. При этом также абоненту немаловажны скорость доступа и беспрерывность услуги. На усиление этих позиций оператор и намерен направить основные усилия.
 
С доводами Светланы Шамзон оказалась солидарна Наталья Братчикова, добавив, что их абоненты уже полностью определились с ожиданиями по характеристикам услуг, которые они получают. "Даже если абонент готов терпеть перебои в сервисе, то эти перебои должны быть строго регламентированы по срокам своего устранения. Клиент должен четко понимать — кто, как и когда ему поможет", — отмечает Наталья.
 
Также представитель МТС заявила о необходимости развивать дополнительные сервисы, что, собственно, оператор сам и делает, активно работая над направлением мобильного телевидения, например.

О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.

Зачем оператору внутренний аудит и как его провести

Управляющий партнер консалтинговой компании "Практика продаж" Валентин Куринька подробно разбирает внутренний аудит абонентского отдела и контактного центра и рассказывает, на какие показатели работы стоит обратить внимание.